logo
OPD_R_01_Istoria_kultury

Тема 16. Культура «серебряного века»: основные тенденции и достижения. Понятие «серебряный век», хронологические рамки. Золотой и серебряный век: преемственность и оппозиционность.

В науке – переход от уверенности в завершенности научной картины мира к революции в физике, затем в других науках. В политике – утверждение идеи демократии и тотальное отчуждение человека.

Многообразие творческих исканий. Символизм поэзии. «Мир искусства». Революционные искания в театре. Реформа К.Станиславского и Э.Мейерхольда. Рождение МХАТ.

Образование. Рост числа учащихся. Вопрос о введении всеобщего начального образования. Изменения в высшей школе. Развитие печатного дела. А.С.Суворин и И.Д.Сытин. Увеличение газет на национальных языках.

Проблема синтеза искусств.

Религия как специфическое творчество. Элементы религиозного декаданса в творчестве В.Соловьева, Д.Мережковского, А.Белого, В. Розанова, П.Флоренского. Религия как «Искусство искусств», как система символов. Религия и наука, попытка их соединения (махизм, богостроительство). Притязания на статус науки антропософии, теософии, спиритизма. Идеи «всеединства культуры»: искусство, философия, обществознание. Идеи свободы и творчества в культуре «серебряного века». Русская религиозная философия: основные идеи и концепции. «Русская идея», социально-психологические особенности русского этноса, евразийство, русский космизм, софийность.

Меценатство: П. Третьяков, С.Морозов, С.Мамонтов.

Внутренняя противоречивость и парадоксальность культуры серебряного века. Единение несоединимого. Разрыв «высшего культурного слоя» (Н.Бердяев) и социальными течениями, преобладание Эроса над Логосом, творческая индивидуальность и соборность. Многогранность, размытость, антиномичность культуры серебряного века – причины трагедии.

Культура «серебряного века» в контексте мировой культуры.