logo
Исторический реализм в современных американских сериалах

1. Сюжетные ходы в историческом повествовании

Стоит оговорить, что Уайт пишет именно про исторический реализм в понятии достоверности, но телесериалы из выборки не претендуют на историческую достоверность первого плана. Главные герои всех трех телесериалов являются вымышленными, но достоверность - не цель этих сериалов. В то же время, если мы говорим, что эти телесериалы не имеют ничего общего с достоверностью первого плана, потому что главные герои вымышлены, это не исключает претензию на исторический реализм. Герои не просто вымышлены, они являются собирательными образами людей того времени. Это относится и к научно-фантастическому сериалу «11.22.63», хотя этот продукт требует дополнительных пояснений, которые будут даны ниже.

Достоверная репрезентация исторической действительности, как уже было сказано, не цель. Одной из главных целей является скорее достоверная репрезентация исторического духа и образов. Создание у аудитории представления об образе прошлого. Необязательно, чтобы эту задачу решал герой, который реально существовал. Как уже было сказано, стратегия репрезентации прошлого в рамках массовой культуры, в рамках публичной истории допускает интеграцию вымышленных элементов.

Историческая действительность в выбранных сериалах заключена во втором плане, в фоне. Жизнь вымышленных героев развивается на фоне глобальных достоверных исторических событий. Подробнее об этой особенности выбранных сериалах будет сказано позже.

В данной главе сериалы будут проанализированы с помощью модели Уайта. Конкретно этот параграф посвящен разбору способов сюжетопостроения в каждом сериале.

Сюжет - последовательность действий, событий и развитие отношений как между героями, так между героями и окружающим пространством. Весь последовательный набор событий и все развитие разнообразных отношений формируется в историю. Сюжет наполняет простую последовательность действий смыслом.

Так, Уайт говорит о четырех способах сюжетопостроения: трагедия, комедия, роман и сатира.

Роман как способ сюжетопостроения представляет собой героическое повествование. Главный герой восстает, идет наперекор внешним обстоятельствам. В итоге, рассказанная история заканчивается победой главного героя. В романе герой побеждает не только внешние неурядицы, но и собственные слабости. Для романа свойственно наличие двух оппозиций, между которыми ведется борьба: свет и тьма, добро и зло. Также важно, что в романе герой проходит путь самоидентификации.

Если роман охватывает глобальные процессы, то комедия и трагедия скорее фокусируются на индивидуальной и персонифицированной истории. Конфликт заключается в противостоянии двух миров. Если говорить о различиях комедии и трагедии, то первый сюжетообразующий элемент предполагает повествование о победах героя, второй же - повествование о поражении героя, однако сам герой сохраняет свои идеи и проносит их через трудности.

Последний способ сюжетопостроения - сатира. Его удобнее объяснить в противопоставлении роману: если в романе герой побеждает, то в сатире все его усилия оказываются безуспешными. Бессмысленно противостоять внешним обстоятельствам - герой заведомо проиграет. Этот подход обличает несовершенство мира, в котором оказался герой, мир стал старым.

То повествование, которое строится вокруг главных героев выбранных телесериалов, можно отнести к комедии. Однако нельзя говорить, что в каждом из сериалов использовались условиях только одного вида сюжетопостроения. Превалирующим является комедия, но одновременно читаются и признаки других видов.

Как уже сказано, при таком виде сюжетопостроения конфликт строится на противостоянии двух оппозиций. В «11.22.63» это, во-первых, противостояние испорченного настоящего и идеализированного прошлого, куда попал Джейкоб. Причем настоящее обречено, у него есть шанс приблизиться к идеалу только если изменить прошлое - предотвратить убийство Джона Кеннеди. Причем фокус конфликта смещается, когда главный герой попадает в прошлое. Теперь он представляет собой настоящее, то есть подменяет собой одну из противоборствующих оппозиций. Таким образом повествуется уже не о глобальном противостоянии времен, а об индивидуальной судьбе, которая противостоит прошлому. В прошлом Джейкоб представляет собой инородный элемент, существованию которого противится время. На всем протяжении сериала превалирует комедия: происходят эпизодические победы главного героя, что приводит к главной цели - изменение прошлого и предотвращение убийства Кеннеди. Однако финал наделяется чертами сатиры и трагедии. Изменение, которое, как предполагалось, улучшит настоящее, привело еще к более страшному упадку: Джейкоб возвращается в разрушенный ядерной войной мир. То есть все усилия, которые приложил главный герой, оказались бессмысленными. В итоге он снова возвращается в прошлое, чтобы дать произойти событиям, которые должны были произойти.

В «Виниле» и «Безумцах» также основной тип сюжетопострояния - комедия. Борьба креативного и нового мира, который представлен главными героями, с обыденностью и пережитками прошлого. В истории Дона Дрейпера можно выделить еще противоборствующие единицы: внешнее материальное благополучие и внутренняя душевная пустота.

Таким образом, основным сюжетообразующим типом является комедия, но этот вид не единственный. Стоит заметить, что во всех трех сериалах наблюдаются черты романа. Формат телесериала позволяет использовать такой громоздкий вид сюжетопостроения. Во всех телесериалах из выборки вместе с линией главного героя ведется повествование и о глобальных процессах, происходящих в обществе, и исторических событиях. Глобальный процесс - изменение отношения к афроамериканцам - развивается в трех сериалах. В «11.22.63» главный герой сам будто запускает этот процесс на правах человека нового времени (в прямом смысле): он демонстрирует уважительное отношение к афроамериканцам. Сначала он сделал это бессознательно, когда предложил школьному администратору мисс Мими, которая является афроамериканкой, чашку кофе, он руководствовался порядками настоящего времени, где в этом действии нет ничего неправильного. Однако реакция окружающих напомнила Джейкобу, в каком времени он находится. Позже он уже сознательно вступил в стычку с владельцев автозаправки, который отказывался продавать мисс Мими бензин. Более того, Джейкоб демонстративно закрыл ей дверь автомобиля.

В «Виниле» тема отношения афроамериканцев осмысляется уже с долей иронии.

Более того, роман обусловлен и репрезентацией громких исторических событий, которые в «Виниле» и «Безумцах» являются фоновыми, а в «11.22.63» - сюжетообразующими.