logo
Исторический реализм в современных американских сериалах

2. Анализ телесериалов из выборки по модели Дж. Фиска

Американский теоретик медиакультуры Джон Фиск утверждал, что камера и микрофон в процессе съемок не просто фиксируют реальность, они ее кодируют. Именно кодирование наделяет реальность определенным смыслом. Событие, которое репрезентируется на телеэкране, закодировано социальными кодами (social codes). Фиск выделяет три уровня кодирования:

· реальность: внешний вид, одежда, макияж, окружающая среда (пространство), речь, жесты, поведение, произношение, выражение эмоций

· представление (representation): свет, монтаж, звуковое сопровождение, звукозапись, музыка, постановка камеры, диалог

· идеология: нормы и понимание общества, разделение на социальные группы

Первый уровень кодируется с помощью технических кодов второго уровня. В свою очередь, с помощью инструментов второго уровня («представленческие коды») у реципиента создается преставление о характерах персонажей, образах действий, конфликтах, специфике повествования.

Предложенные Фиском уровни согласуются с тему инструментами репрезентации, который заявлены в теме данного исследования. Таким образом, пространство включено в первый уровень, код персонажа относится к первому и второму уровням, технологии - ко второму, ценности - к третьему.

Код - это система сигналов и правил, которые разделяют «члены» той или иной культуры между собой. Код и есть связь между продюсером, текстом и зрителем. «Уровни кодов», указанные выше, Фиск упростил для того, чтобы сделать их более понятными.

На самом деле, они имеет более сложную иерархию, которая вместе с тем условна и размыта. Например, «речь» была отнесена к первому уровню - социальному коду, а «диалог» («заскриптованная» речь) - к техническому. В действительности же они едва различимы.

Американский психиатр, теоретик сценарного анализа Эрик Берне показал, что наша речь тоже заскриптованна рамками культуры и кодами, в которых мы живем. Bern E., Games People Play, Grove Press, New-York, 1964 Подобная концепция применима и к внешнему виду человека, его поведению. Ответственный за кастинг лишь более тонко и «конвенциально» использует данные коды, что значит более стереотипно.

Реальность всегда закодирована. Технические коды и «представленческие» стандарты являют собой способ донести до зрителя подходящий для его культуры текст.

Пространство, окружающая среда так же важны:: определенный цвет травы вызывает одни эмоции, а иной вид дерева - другие, так же птицы, камни. Выбор кадра, наклон камеры, линзы, расположение камеры - все это имеет значение и может быть анализировано.

Камера расставляет приоритеты в сцене, формирует отношение к героям, позволяет реципиенту испытывать симпатию к одним персонажам и неприязнь - к другим. Стандартный переход от среднего плана персонажа к близкому создает интимную связь между зрителем и героем.

Для съемки персонажей, к которым, по задумке авторов, аудитория должна испытывать неприязнь, тоже используют такой прием. Однако в этом случае он работает в другом направлении: зритель воспринимает это как нарушение личного пространства, он испытывает дискомфорт.

Как правило, при демонстрации положительных героев используется код мажорной музыкальной композиции, при показе отрицательных героев - минорной.

Важным аспектом в концепции Фиска является то, что стоит помнить, что актеры - это реальные люди, их внешний вид закодирован обществом. Также они публичные личности, чей образ сложился в медиапространстве. Этот образ складывается из предыдущих ролей, из журналов, критики, выступлений на телевидении.

Актеры изображают не просто индивидуального персонажа, а закодированную идеологию. Американский психологи и теоретик медиакультуры Джордж Гербнер показал George Gerbner. Cultural Indicators: The Case of Violence in Television Drama. Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 388, Political Intelligence for Americas Future. (Mar., 1970), pp. 69-81., что зритель полностью уверен только в двух сторонах своего отношения к героям: положительные герои более привлекательны и успешны, чем отрицательные. Привлекательность или ее отсутствие заложено техническим и социальным кодами: камера, свет, кастинг. Гербнер утверждает, что положительные и отрицательные герои одинаково провоцируют действие, но положительные герои более успешны в нем, тогда как отрицательные терпят неудачи.

При съемке положительных героев пространство светлое, предметы в нем имеют плавные углы. При демонстрации отрицательных героев в кадре можно заметить больше острых углов. Костюмы также несут собой код, который составляет зрителя.

Все эти коды первого и второго уровней в сумме создают код третьего уровня - идеологический.

Таким образом, камера кодирует события прошлого. С помощь определенного положения камеры и различных операторских приемов у зрителя формируется особое отношение к тому, что представлено на экране. Одну и ту же сцену можно представить по-разному, в зависимости от использованных приемов меняется и отношение реципиента.