logo
Исторический реализм в современных американских сериалах

2.1 Первый уровень: пространство, персонажи

телесериал сюжет исторический персонаж

Образ определенного времени в продукте экранного искусства конструируется с помощью набора символов. Под символами можно понимать своеобразные маркеры, которые наполняют пространство телесериала и помогают реципиенту распознать эпоху.

Что касается персонажей, то в любом историческом отрезке есть герой, которого можно назвать символом эпохи. Он одновременно является собирательным образом людей из определенного времени и представляет собой уникальный характер, который выделяет его на фоне остальных. В сериалах из выборки такой герой вынесен в главные: Ричи Финестра в «Виниле», Дон Дрейпер в «Безумцах» и Джейкоб Эппинг в «11.22.63».

Относительно первого уровня персонажи рассматриваются именно как маркер, во внимание берется их внешних вид, манеры, поведение, иерархия.

Символический персонаж другого порядка - это реальная историческая личность, которая появляется в телесериале. Для «11.22.63» таковым является Джон Кеннеди, генерал Уолкер, Ли Харви Освадьд; для «Безумцев» - чета Кеннеди и Никсон. В «Виниле» это целая плеяда артистов: Роберт Плант и Джон Бонэм, Дэвид Боуи, Энди Уорхол, Лу Рид, Нико, Элис Купер.

Таблица 1 - Коды первого уровня, формирующие образ прошлого

№ п/п

Наименование

«Безумцы»

«Винил»

«11.22.63»

1

Маркер времени для ориентации аудитории

Долгое время нет четкого указания времени. Первый ориентир во времени появляется к 10 серии первого сезона - 1960 г. Без числа и месяца

Ориентир появляется сразу после заставки - 1973 год.

Время прошлого, в которое попадает главный, оговаривается в первой серии с точностью до часа 11 часов дня 9 сентября 1963 года

2

Одежда/мода

Мужчины - костюмы с шляпами. Женщины - пышные яркие юбки, деловые юбки, вязаные кофты, блузки

Мужчины - деловые костюмы с яркими принтами, яркие рубашки. Брюки клеш высокой посадки с заправленной в них рубашкой. Женщины - откровенные вырезы, яркие комбинезоны, брюки клеш

Мужчины - костюмы с шляпами. Женщины - пышные яркие юбки, деловые юбки, вязаные кофты, блузки

3

Экстерьер, интерьер

Маленькие коморки в городе, загородные дома, опенспейс, спички

Лофты, загородные дома, поп-арт, лава-лампа

Минимум мебели, темные помещения

7

Жесты

Одинаковый способ закурить сигарету

8

Отношение ко Второй мировой

Переосмысление героического прошлого в личной истории персонажа. Герои оказываются вымышленным: Дону Дрейперу присвоили военную награду, однако на самом деле он виновен в гибели командира

Перекладывание вины за войну на всю немецкую нацию, война - повод упрекнуть немца. Когда на деловой встречи обсуждались детали продажи компании главного героя немцам, то Ричи Финестра соврал, что его отец погиб на фронте Второй мировой войны, чем хотел заставить немцев чувствовать вину

Переосмысление героического прошлого в личной истории персонажа. Герои оказываются вымышленным: один из персонажей приставлен к военной награде за мужество, однако на самом деле он просто убил спящего молодого немца

9

Исторические маркеры

Люди: чета Кеннеди, Ричард Никсон

События: 1 марта 1962 года крушение Боинга 707, выполнявшего рейс Нью-Йорк - Лос-Анджелес

Реальные компании: Лаки Страйк, Американ Эйрланс

Событие: открытие CBGB

Люди: Роберт Плант и Джон Бонэм, Дэвид Боуи, Энди Уорхол, Лу Рид, Нико, Элис Купер

Люди: Джон Кеннеди, генерал Уолкер, Ли Харви Освадьд

Событие: покушение на генерала Уолкера, убийство Кеннеди

10

Техника

Дисковой телефон, печатная машинка, кондиционер, пленочная видеокамера

Телефон в машине, пленочный фотоаппарат, печатная машинка, проигрыватель пластинок, электрогитары и усилители звука, маленькие жучки для прослушки, магнитофоны

Старые машины, жучки для прослушки длиною в 10 см, магнитофоны для записи разговоров, айфон