logo
bilety_troshina

18. Пейзаж в голландской живописи XVII века

В 1630-х гг. складываются принципы голландского реалистического пейзажа. Возникновение пейзажа как жанра относится к 16 веку, но в произведениях мастеров того времени, например Питера Брейгеля, природа показывалась еще очень обобщенно, в плане общей картины мироздания. Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера реалистического пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее. Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596 - 1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. 1600 - 1670).

Ян ван Гойен, работавший в Лейдене и Гааге, - автор небольших пейзажей с изображениями широких голландских рек с городами и селениями на их низких берегах. Он избегает часто применявшегося прежде кулисного построения; горизонт у него очень низкий, небо занимает две трети картины, дали тают в тумане. Такое композиционное решение хорошо передает равнинный характер местности. Гойен любит изображать серые, пасмурные дни, когда воздух насыщен влагой, а надувающий паруса ветер гонит низкие облака ("Вид реки Вааль у Неймегена", 1649, ГМИИ им. А. С. Пушкина; "Вид реки Маас у Дордрехта", 1643, Эрмитаж). Колорит его картин выдержан обычно в единой коричневато-серой тональной гамме. Близки к полотнам Гойена по правдивой передаче голландской природы и по живописному решению более умиротворенные по своему настроению пейзажи Саломона ван Рейсдаля ("Переправа на пароме" в Эрмитаже и др.).

Несколько особняком стоит крупнейший мастер ранней эпохи голландского пейзажа - амстердамский живописец Геркулес Сегерс (1589/90 - ок. 1638). К сожалению, сохранилось очень немного его произведений. Сегерс в своих пейзажах обычно стремится к созданию синтетической картины природы. Его виды голландских равнин с разбросанными на них селениями и необозримыми далями захватывают своей широтой ("Пейзаж с городом Ренен" и "Долина реки Маас", Роттердам), его альпийские ландшафты наделены особой грандиозностью. "Горный пейзаж" Сегерса (Уффици) своей художественной мощью и драматизмом настроения предвосхищает пейзажи Рембрандта. В живописи Сегерс придерживается единой тональной гаммы, но он обогащает ее сильными контрастами светотени. Сегерс был большим мастером гравюры и много работал над техникой цветного офорта; его пейзажные офорты замечательны оригинальностью замысла и свежестью восприятия мотивов природы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4