20. Творчество Рембрандта. Основные этапы.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов.В мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в одно из старейших учебных заведений Европы - Лейденский университет. Столь юные студенты тогда никого не удивляли Впрочем, по поводу учебы Рембрандта в университете мнения исследователей расходятся. Возможно, он даже не приступал к ней, а звание студента потребовалось ему только для того, чтобы получить отсрочку от военной службы. Приблизительно в то же время Рембрандт начал осваивать ремесло художника.
Первоначально Рембрандт обучался у местного живописца Якоба ван Сваненбюрха. Он провел в его мастерской три года, а затем, в 1624 году, на полгода перебрался в Амстердам - к известному мастеру исторической живописи Питеру Ластману.
В 1625 или 1626 году Рембрандт возвратился в Лейден. Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем, Яном Ливенсом, - на протяжении нескольких лет они часто писали вместе, и временами их работы настолько походили друг на друга, что установить авторство одного из художников представлялось делом почти безнадежным.
Позже, в конце 1631 или в начале 1632 года, Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам. В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха. Почти два года художник прожил в доме Хендрика ван Эйленбюрха, крупного торговца живописью, с которым подружился вскоре после переезда в столицу.
В июне 1633 Рембрандт обручился с Саскией, а спустя год женился на ней. Все их трое детей умерли, четвертый Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. В год смерти Саскии художник закончил "Ночной дозор", свою самую большую и самую знаменитую картину. Но опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе - заказных портретах - и быстро растерял богатых заказчиков.
Он увлечено писал другие полотна - их темой стала библейская история. В трудные периоды своей жизни Рембрандт всегда находил утешение в религии, но теперь ему нужно было думать еще и о крошечном сыне.
Между тем финансовое положение Рембрандта стремительно ухудшалось. Но несмотря на отсутствие выгодных заказов на портреты, Рембрандт продолжал тратить большие деньги на свою коллекцию. Коллекция была очень любопытной. В ней можно было найти полотна итальянских мастеров эпохи Ренессанса, оружие, бюсты римских императоров, старые костюмы, восточные диковины, сотни рисунков и гравюр.
В 1652-54 гг Голландия вела войну с Британией, опустошившую гос. казну. Коммерческие обороты упали, что отразилось и на ценах на худ. продукцию. Дела пошли настолько плохо, что Рембрандт продал часть своей любовно собранной коллекции. Но и это не помогло, он с трудом сводил концы с концами.
По мнению критики, три знаменитые картины: "Урок анатомии" (1632), "Ночной дозор" (1642), "Синдики" (1661) - представляют три манеры письма Рембрандта. Это деление имеет то преимущество, что оно вносит определенный метод в сложное и трудное исследование произведений Рембрандта, но оно в то же время является рискованным и поверхностным. Рембрандт никогда не менял манеры письма. Он никогда не подчинялся никаким влияниям, за исключением Ластмана, он развивался вполне логично и материал для изменений черпал из самого себя.
Вначале он пишет сухо, тщательно и жестко ("Меняла", "Святой Павел в темнице"); отделка поверхности грубая, краски темные, густые, точно сожженные. Но в композиции есть нечто изумительное. Его занимает свет, обильно падающий на предметы. Мало-помалу стремление точно передать внешний вид предметов приводит его к живописи тщательно выписанной, опрятной, вылощенной. Он стремится к гармонии голубых, бледно-зеленых и розово-желтых тонов. Некоторые картины: "Иуда, возвращающий тридцать динариев", "Христос и ученики в Эммаусе" - свидетельствуют об этой фазе его развития. Затем начинается влияние Ластмана. "Введение во храм" Гаагского музея еще не производит впечатления вполне самостоятельной работы. Главная тема здесь выражена ярко; впервые появляется таинственная и грандиозная архитектура, но исполнение еще робкое, ученическое и вылощенное. В "Святом семействе" гений Рембрандта начинает свободно раскрываться. Удар кисти становится смелее и самостоятельнее. Сюжет трактуется своеобразно, по собственному пониманию.
Постепенно манера Рембрандта становится еще смелее, рисунок свободнее, его радуют пышные, богатые краски, его мазок становится глубоким и сочным - он целиком отдается жизни.
- 1. Развитие стиля в западноевропейском искусстве XVII века.
- 3. Творчество Дж.-л.Бернини.
- 4. Творчество Караваджо.
- 5. Караваджизм в живописи XVII века.
- 7. Основные тенденции развития живописи Италии середины и II пол. XVII века.
- 8. Творчество Питера Пауля Рубенса. Основные этапы.
- 9. Монументально-декоративная живопись барокко.
- 10. Портрет в живописи Фландрии и Голландии.
- 11. Бытовой жанр в живописи Фландрии.
- 17. Бытовой жанр в живописи Голландии.
- 18. Пейзаж в голландской живописи XVII века
- 19. Натюрморт в живописи Фландрии и Голландии.
- 20. Творчество Рембрандта. Основные этапы.
- 21. Архитектура Франции XVII века.
- 22. Творчество Жака Калло.
- 23. Живопись реальности во Франции XVII века.
- 25. Скульптура во Франции времен Людовика XIV.
- 28. Архитектура Франции XVIII в..
- 34. Рококо во французской живописи XVIII в. (Буше, Фрагонар).
- 36. Пейзаж во французской живописи XVIII в.
- 37. Архитектура Италии 18 в.
- 39. Бытовой жанр в североитальянской живописи (Маньяско,.Креспи, Черути.
- 40. Творчество д.Б.Пьяцетты, с. Риччи.
- 42. Бытовой жанр в живописи Венеции (д.Тьеполо, п. Лонги).
- 44. Пейзаж в живописи Италии 18 в
- 45. Портрет в живописи Италии 18 в.
- 49. Творчество т. Гейнсборо и английский портрет XVIII в.
- 50. Развитие графики в 18 в.
- 52. Основные направления развития живописи Германии XVIII в.