17. Бытовой жанр в живописи Голландии.
Новые прогрессивные тенденции уже при своем возникновении вынуждены прокладывать себе путь в упорной борьбе с консервативными течениями, сложившимися еще в конце 16 в., - главным образом с академизмом, представителями которого были гарлемские мастера Хендрик Гольциус и Корнелис Корнелиссен, и с маньеризмом, получившим наиболее характерное выражение в творчестве утрехтского живописца Иоахима Эйтеваля. Однако весьма показательно, что искусство примыкавшего к маньеризму одного из выдающихся голландских живописцев Абрахама Блумарта (1564 - 1651) под воздействием неуклонно нарастающих реалистических тенденций уже начинает обогащаться реалистическими чертами. Наиболее же отчетливо реалистические тенденции проступают в двух особенно близко связанных с действительностью жанрах - в портрете, где переходный этап от искусства 16 века к 17 столетию представлен работами Михиля Миревельта (1567 - 1641) и Яна Равестейна (1572 - 1657), а также в бытовом жанре.
Естественно, что голландские художники в своих реалистических исканиях не могли пройти мимо караваджизма, распространившегося в первых десятилетиях 17 века в искусстве многих европейских стран. Наиболее крупными последователями Караваджо в Голландии были утрехтские живописцы Герард Хонтхорст (1590 - 1656), Хендрик Тербрюгген (1587 - 1629) и Дирк ван Бабюрен (ок. 1590 - 1624). Подобно караваджистам других национальных художественных школ, в своих жанровых произведениях они разрабатывают сходные темы и мотивы, используя эффекты светотени. Принадлежащие утрехтским мастерам поясные или поколенные однофигур-ные композиции либо композиции из нескольких фигур изображают концерты, игру в карты или в кости, кавалеров с бокалом в руке, женщин с музыкальными инструментами. Реже, нежели итальянцы или испанцы, голландские караваджисты изображают людей из низов общества. В жанровых образах утрехтских мастеров больше жизнерадостности и оптимизма, нежели в более драматическом искусстве итальянских караваджистов, - в этой мажорности словно сказываются молодость и свежесть художественных сил Голландии. И не случайно, что наряду с произведениями, близкими к традиционным образцам караваджистской картины и подчас весьма шаблонными, мы встречаем у утрехтских мастеров - в особенности у Тербрюггена - решения действительно творчески оригинальные по самой обрисовке типов, по мягкой красивой живописи, привлекательность которой во многом связана с тем, что вместо поверхностных эффектов ночного освещения мастер использует возможности солнечного света. К лучшим работам этого рода у Тербрюггена относятся два варианта "Флейтиста" в Кассельской картинной галерее и "Пастух с флейтой" (Лейпциг, Музей). Особое место среди жанристов первой половины 17 века занимал Питер ван Лар (1592/95 - 1642). Он долго жил в Италии (где получил прозвище Бамбоччо), но воздействие итальянских мастеров не уничтожило самобытности его искусства. Лар создал тип небольшой по размерам жанровой картины, в которой бытовые эпизоды развертываются на фоне городского или сельского итальянского пейзажа. Он пишет нищих около римской церкви, крестьян, играющих в народную игру (картины в Дрездене), крестьянку, заснувшую во время работы ("Заснувшая прядильщица" в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве (В дальнейшем название музея дается сокращенно - ГМИИ им. А. С. Пушкина.)). В этих произведениях обнаруживаются наблюдательность художника в передаче бытовых подробностей, присущее ему чувство юмора, характерные живописные приемы: теплую, темно-золотистую по общему тону гамму Лар обогащает яркими красными и синими пятнами одежд, глубоким тоном южного синего неба. Вокруг Лара в Италии образовалась группа единомышленников и последователей, известных под наименованием "бамбоччати".
Решающую роль в сложении национального реалистического направления в ранний период голландского искусства сыграл Франс Хальс, один из величайших голландских живописцев. Сам Хальс выступил в качестве основоположника голландского реалистического портрета; группировавшиеся вокруг Хальса гарлемские живописцы в числе других голландских мастеров заложили основы национального направления в жанровой живописи.
Франс Хальс (ок. 1580 - 1666) родился в Антверпене, но почти всю жизнь провел в Гарлеме, одном из главных художественных центров Голландии. Он быстро выдвинулся как крупнейший портретист эпохи; его произведения имели огромный успех. Однако в последние десятилетия жизни популярность его шла на убыль, и художник закончил свои дни в крайней бедности.
В истории мирового портрета Франс Хальс явился подлинным реформатором. Круг портретируемых в произведениях художников 15 - 16 вв. обычно строго ограничен: это представители правящего класса, выдающиеся люди своего времени, наконец, художник и его близкие. Хальс сделал объектом портретного искусства представителей всех слоев общества. Наряду с заказными портретами представителей буржуазного патрициата и зажиточных бюргеров он пишет бедных ремесленников и даже людей из низов общества, причем именно на их стороне симпатии мастера; в их портретах он достигает наибольшей широты замысла и яркости творческого воплощения. Так уже в тематике портретов проявляется глубокий демократизм Хальса - художника, сформировавшегося на раннем этапе развития голландской культуры, когда традиции эпохи нидерландской революции сохранили свою жизненность.
Вторая существенная особенность портретного искусства Хальса - изображение человека во всей его жизненной естественности и характерности. Хальс отбрасывает прежние портретные каноны, служившие искусственному возвеличиванию модели. В его произведениях высокопоставленные заказчики держат себя так же естественно и свободно, как и простые люди, не заботящиеся об изысканности манер; а его герои из низов общества менее всего чувствуют себя униженными и забитыми - это веселые жизнерадостные люди, обладающие полнотой человеческого достоинства. Наконец, Хальс вносит в портрет ярко выраженное эмоциональное начало. "Нейтральные" по эмоциональной характеристике образы у него редки, его герои улыбаются, смеются, жестикулируют, они живут, действуют.
В основном творческая деятельность Хальса развивалась в трех видах портрета: в групповом портрете, заказном индивидуальном портрете и в характерных для Хальса произведениях, соединяющих в себе портретные черты с элементами бытового жанра.
Групповой портрет - жанр, чрезвычайно специфический для голландского искусства, - имел свои подразделения: портреты, изображающие членов стрелковых обществ (то есть бюргерской милиции, сыгравшей важную роль в борьбе республики за независимость), портреты регентов (попечителей) благотворительных учреждений (сюда же могут быть отнесены портреты цеховых старшин) и, наконец, портреты ученых. Каждый вид имел свои устойчивые традиции. В Голландии, по существу, не знавшей монументальной живописи, групповой портрет оказался наиболее "монументальным" жанром. Корпоративный дух буржуазной республики, уверенность каждого бюргера в собственной значительности, сознание своей силы нашли отражение в этих огромных полотнах, нередко с очень большим количеством действующих лиц. В выполненных Хальсом групповых портретах, лучшими из которых являются портреты офицеров стрелковой роты св. Георгия 1627 г. и стрелковой роты св. Адриана 1633 г. (оба в Гарлеме), с исключительной яркостью показаны представители бюргерских кругов, принимавшие активное участие в борьбе за независимость. Это сильные, жизнерадостные люди, полные неукротимой энергии. Часто мастер изображает их во время веселой пирушки - этот мотив подчеркивает свойственное хальсовским персонажам настроение жизнерадостности. Художник легко справляется с большими трудностями группового портрета, который требует яркой портретной характеристики каждого отдельного участника события и одновременно - впечатления целостности и единства. Групповые портреты стрелков, принадлежащие другим голландским живописцам, нередко страдали условностью и неуклюжестью композиции, а сами участники сцены своей скованностью и однообразием напоминали, как тогда говорили, фигуры из карточной колоды. У Хальса же мы видим не только живых людей, чувствующих себя свободно и непринужденно, но и виртуозную группировку их в сложнейшую композицию, не нарушающую, однако, впечатления естественности и свободы. Ни одна голова не похожа на другую, не повторяется ни одно движение. В колористической гамме выделяются мажорно звучащие пятна чистого цвета - черные костюмы, белые воротники, золотисто-желтые, голубые и розовые офицерские перевязи; мазок широкий, свободный, необычайно темпераментный, но в то же время с безупречной точностью передающий пластическую форму. В ином плане решен несколько более поздний групповой портрет регентов госпиталя св. Елизаветы (1641, Гарлем), где бравурность портретов стрелков сменилась сдержанностью и серьезностью, подобающей данному виду группового портрета; колорит выдержан здесь в строгой тональной гамме с преобладанием черного, серого и белого.
В заказных индивидуальных портретах Хальса, изображающих обычно состоятельных бюргеров и их жен, герои Хальса лишены какой бы то ни было скованности и натянутости; они представлены в непринужденных позах, свободно жестикулирующими. В "Портрете Хейтхейсена" (ок. 1637 - 1639, Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено, и раскачивающимся на стуле; в "Портрете Исаака Массы" (1626, Торонто, Художественная галерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя. Жизненная активность портретных образов Хальса особенно ярко проявляется во взаимодействии их со зрителем. Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины, - и зритель становится как бы невольным свидетелем их беседы, либо - чаще всего - непосредственно к самому зрителю ("Веселый собутыльник , ок. 1628 - 1630, Амстердам, Рейксмузей). Оптимистическое мировосприятие Хальса сказывается в том что он часто изображает своих героев улыбающимися или смеющимися ("Улыбающийся офицер" в Лондоне, собрание Уоллес, и многие другие портреты). Но это не стереотипная улыбка вежливости и превосходства, свойственная многим портретам барокко и 18 в., - в улыбке героев Хальса всегда выражается избыток сил и жизнерадостности, вскрывается характер человека.
Еще большей яркостью характеристики отличаются хальсовские портреты людей из народа и из низов общества - рыбаков, музыкантов, завсегдатаев кабаков, уличных мальчишек. К этим людям художник питает нескрываемую симпатию. К лучшим произведениям мастера относится луврская "Цыганка" (ок. 1628/30). С изумительной меткостью схвачены художником задорная улыбка и лукавый взгляд, которым цыганка обменивается с невидимым собеседником. Ни в чем не приукрашивая свою модель, Хальс создает образ большого обаяния. Стихийная полнота жизни, которую излучает эта картина, выражена и в самой живописи - в сочетании теплых тонов лица и растрепанной прически с более холодными тонами одежды и фона - зеленовато-голубого неба, по которому наискось проносятся белые облака. Живописная манера отличается смелостью и свободой; широкие мазки не только безупречно передают форму - по одному намеку художника зритель угадывает целое, но и являются как бы непосредственным выражением бурного темперамента художника. Строго продуманная по замыслу, отличающаяся высокой степенью художественной законченности, картина эта кажется выполненной словно в едином порыве.
Нередко границы портрета оказываются для мастера слишком тесными, и он вводит в портрет элементы сюжета, развернутого действия. Он создает серию разнообразных детских портретов, в том числе изображающих детей, занятых пением либо игрой на музыкальных инструментах. Лучшее произведение этого рода - красивая по композиционному и колористическому решению картина "Поющие мальчики" (1624/25, Кассель)- с большой убедительностью передает облик детей и их увлеченность музыкой. Кассельская картина, так же как более раннее полотно Хальса "Юнкер Рамп со своей подругой" (ок. 1623), представление о котором дает старая копия в нью-йоркском Метрополитен-музее, стоит уже на грани бытовой картины. Подобной же "сюжетной" трактовкой образа характеризуется и "Малле Баббе" (Берлин) - почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной "гарлемской ведьмой". Художник изобразил ее с совой на плече и огромной пивной кружкой в руке; ее улыбка похожа на гримасу.
В названных произведениях особенности живописного мастерства Хальса выступают наиболее отчетливо. Художник пишет по быстро выполненному подмалевку широкими уверенными мазками краски, которые, будучи положены рядом, то дополняют друг друга, то контрастируют между собой, то, наложенные один на другой, дают неожиданный красочный эффект. Кисть мастера отличается исключительной беглостью и быстротой, однако стихийный живописный темперамент Хальса не идет в ущерб пластической ясности образа: Хальс великолепно чувствует структуру головы, руки, фигуры, предмета и умеет очень остро подчеркнуть ее. При всей широте своей живописи он не допускает ничего незаконченного, приблизительного - любая деталь, как бы свободно она ни была набросана, будь то гофрированные или кружевные воротники и манжеты богатых бюргеров либо бокал в руке офицера, получает у него исчерпывающее живописное выражение. Колорит Хальса, первоначально отличавшийся многокрасочностью и широким использованием пятен чистого цвета, приходит со временем к единой золотисто-оливковой или серебристо-серой тональной гамме.
С 1640-х гг., когда в голландской культуре обозначаются симптомы общего перелома и первые признаки размежевания в среде самих художников, когда правящий класс обнаруживает свое истинное лицо, изменяется и отношение буржуазной публики к искусству Хальса. Демократизм и глубокая правдивость его образов уже чужды вкусам богатых заказчиков, предпочитающих поверхностные, вылощенные произведения академического искусства, а в портрете - прежде всего умение художника польстить модели. В то время как многие художники в угоду господствующей моде изменили реалистическим принципам, Хальс вместе с лучшими голландскими живописцами остался на позициях реализма, и в силу этого он неизбежно должен был утратить прежнюю популярность. Именно в поздний период мастерство художника достигает своей вершины, а его понимание человека становится особенно глубоким. В его образах все чаще проскальзывают нотки грусти, разочарования ("Портрет мужчины в широкополой шляпе", 1660-е гг., Кассель). Живописная маэстрия Хальса приобретает особую изощренность, колористическая гамма - большую строгость. Прекрасными образцами поздней живописи Хальса являются пражский портрет Яспера Схаде (ок. 1645) и эрмитажный "Портрет мужчины в черной одежде". В этом портрете тончайшие красочные оттенки карнации особенно выигрывают при сопоставлении с господствующими в картине основными тонами - черной одеждой, белыми воротником и манжетой и темно-оливковым фоном. Как и у Веласкеса, черный цвет у Хальса лишен тяжести и глухости, он воспринимается именно как цвет, равный по выразительности цветам спектра и, подобно им, обладающий огромным количеством оттенков.
Вершина творчества Хальса - два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664, Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет. В этих портретах, может быть, меньше блеска, чем в хальсовских групповых композициях прошедших десятилетий, но несравненно острее раскрыты индивидуальные образы и гораздо сильнее их эмоциональное воздействие в целом. Тлением смерти веет от портрета регентш - чопорных высохших старух в накрахмаленных воротниках и наколках. Еще более выразителен портрет регентов. Вместо прежних крепких жизнерадостных бюргеров перед нами лишенные устойчивости, развинченные фигуры людей, сидящих в неловких позах; жесты некоторых из них нелепы, криво надвинутые шляпы как будто сползают с голов, мутные взгляды устремлены на зрителя. С характеристикой образов органически связано колористическое решение: в картине доминируют сочетания черного, серого и белого; розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов - единственное пятно чистого цвета - вносит в сумрачный колорит картины особую напряженность.
Искусство Хальса, представлявшее собой важнейший этап в развитии реалистического метода, имело огромное значение для своего времени. Воздействие его проявилось не только в области портрета, но и в бытовом жанре, мастера которого восприняли от Хальса стремление-к живой и правдивой характеристике героев, его оптимистическое мироощущение. Ученики и последователи Хальса - его брат Дирк Хальс (1591 - 1656), Юдифь Лейстер (1609 - 1660) - наряду с такими мастерами, как Виллем Бейтевег (1591/92 - 1624), Питер Кодде (1599 - 1678) и Виллем Дейстер (1599 - 1635), явились создателями столь характерной для Голландии интимной жанровой картины. Они наметили ее тематику, ее границы и возможности, они начали разрабатывать связанные с бытовой картиной художественные проблемы, впоследствии более полно развитые голландскими жанристами середины и второй половины 17 в. Они писали главным образом сцены развлечений и пирушек с участием бюргеров и офицеров, эпизоды солдатского быта. Несмотря на то, что в этих работах принципы голландской жанровой картины находятся еще в стадии становления, многие из произведений названных мастеров обладают своей оригинальностью и большой художественной выразительностью. Они привлекают духом активности и действенным характером героев, простые и свободные манеры которых далеки от чинной размеренности персонажей у многих жанристов второй половины столетия. Наиболее одаренные из названных мастеров - Бейтевег и Дейстер - выделяются среди своих собратьев естественным изяществом и незаурядным живописным артистизмом.
- 1. Развитие стиля в западноевропейском искусстве XVII века.
- 3. Творчество Дж.-л.Бернини.
- 4. Творчество Караваджо.
- 5. Караваджизм в живописи XVII века.
- 7. Основные тенденции развития живописи Италии середины и II пол. XVII века.
- 8. Творчество Питера Пауля Рубенса. Основные этапы.
- 9. Монументально-декоративная живопись барокко.
- 10. Портрет в живописи Фландрии и Голландии.
- 11. Бытовой жанр в живописи Фландрии.
- 17. Бытовой жанр в живописи Голландии.
- 18. Пейзаж в голландской живописи XVII века
- 19. Натюрморт в живописи Фландрии и Голландии.
- 20. Творчество Рембрандта. Основные этапы.
- 21. Архитектура Франции XVII века.
- 22. Творчество Жака Калло.
- 23. Живопись реальности во Франции XVII века.
- 25. Скульптура во Франции времен Людовика XIV.
- 28. Архитектура Франции XVIII в..
- 34. Рококо во французской живописи XVIII в. (Буше, Фрагонар).
- 36. Пейзаж во французской живописи XVIII в.
- 37. Архитектура Италии 18 в.
- 39. Бытовой жанр в североитальянской живописи (Маньяско,.Креспи, Черути.
- 40. Творчество д.Б.Пьяцетты, с. Риччи.
- 42. Бытовой жанр в живописи Венеции (д.Тьеполо, п. Лонги).
- 44. Пейзаж в живописи Италии 18 в
- 45. Портрет в живописи Италии 18 в.
- 49. Творчество т. Гейнсборо и английский портрет XVIII в.
- 50. Развитие графики в 18 в.
- 52. Основные направления развития живописи Германии XVIII в.