7. Основные тенденции развития живописи Италии середины и II пол. XVII века.
С середины XVII века в итальянской живописи утверждается зрелое барокко. К этому направлению относится творчество знаменитого римского живописца, архитектора и декоратора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669). Среди его работ выделим плафон римского Палаццо Барберини (1633—1639), а также роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме (1646—1665).
Здесь нельзя не упомянуть имя видного итальянского живописца, ведущего флорентийского мастера середины XVII века Карло Дольчи (1616—1686). Большинство его работ представляют собой сентиментальные по настроению изображения Мадонны и святых. Для усиления лгаматизма и выразительности он использовал полуфигурные композиции, размещая персонажей на простом темном фоне. Дольчи писал алтарные образы для капелл и по заказам частных лиц, его произведения были очень популярны. Дольчи также писал портреты, одно из самых известных его произведений в этом жанре — «Портрет Виттории делла Ровере» (Флоренция, галерея Питти).
Живописец и гравер Лука Джордано (1634—1705) является представителем неаполитанской школы. Произведения Джордано отличаются свободной импрессионистической манерой исполнения, которая нашла свое наиболее эффектное воплощение в его рисунках. За быстроту работы он получил прозвище Fapresto (делает быстро). Среди работ художника — фрески в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1683—1686), росписи сводов лестницы в Эскориале в Мадриде (1692—1694), фрески сакристии собора в Толедо (1698) и композиция «Триумф Юдифи» в церкви Сан-Мартино в Неаполе (1704). Еще один неаполитанский мастер Франческо Солимена (1657—1747) известен росписями церквей Неаполя (Сан-Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан-Доменико Маджоре).?
Живопись в конце XVII века становится все более похожей на стиль рококо. Такие культурные центры,как Рим,Флоренция,Неаполь,Генуя,в которых создавались неповторимые школы и стили,сыграли в этом свою роль. Живопись второй половины XVII века отличает необыкновенная легкость композиции,изящество типов и разнообразие красок.Карло Чиньяни (1628-1719),граф, ставший первым начальником Клементинской Академии в Болонье,учрежденной в 1709 году,был учеником известного итальянского мастера Альбано. Фрески Чиньяни,изображавшие Успение Богородицы отражают новое направление в живописи. Карло Марата,признанный мастер новой римской школы,был известным портретистом этого периода. Его несравненный дар изобретения и готовность экспериментировать позволили создать для римских церквей удивительные запрестольные образа. Работы Марко Франческини (1648-1729),считавшего своим учителем Карло Чиньяни,считаются неподражаемыми в отношении утонченности и чувствительности.
Новое направление в Генуе представил Доменико Пиола (1629-1703), «Тайная вечеря»,которого смотрится совершенно по-новому,благодаря хороводу ангелочков,спускающихся с неба в ярком луче. А во Флоренции основным представителем этого направления по праву считается Чиро Ферри (1634-1689),чьей кисти принадлежат необыкновенно легкие и изящные плафонные фрески,находящиеся в зале Апполона палаццо Питти. В Милане представителем нового направления стал Филиппе Аббиати (1640-1715),мастер,известный виртуозным владением широкой кистью,что впоследствии смог усовершенствовать один из его учеников - Алессандро Маньяско. Даже мастера Венеции были подвержены влиянию эпохи работы Антонио Беллуччи (1654-1715), Андреа Челести (1639-1706) умело сочетали в себе отличительную черту венецианской живописи – яркие краски и свежесть форм,с почти невесомой нежностью и томностью.
Неаполитанец Лука Джордано (1632-1705) является автором довольно свободно задуманных станковых композиций,но если говорить о его больших плафонных фресках,то в них сосредоточены удивительные красочные и световые эффекты. Совершенно непривычной для того времени стала его аллегорическая картина в палаццо Рикарди.
А в Неаполе творил Франческо Солимена (1657-1747). Его работы впечатляют полной игрой света и представляют собой неаполитанскую школу на стадии перехода к новому,более легкому стилю следующего столетия. Преемником плафонной живописи Джордано стал Андреа Поццо (1642-1709),являвшийся,кроме всего прочего и талантливым архитектором (Сант’Игнацио, дворец Лихтенштейна в Вене). Бесспорной его заслугой является распространение итальянского фрескового стиля далеко за пределами Италии.
Было время,когда итальянской живописи грозила низкая оценка потомков. Если в ваянии и зодчестве ему не было равных,то в живописи это было не так,особенно если иметь ввиду портретную и новую реалистическую живопись. Более успешным было направление итальянской фигурной живописи,которая в течение столетий поражала ценителей своими непревзойденными шедеврами. А если говорить о монументальной фресковой,а точнее,плафонной и купольной живописи,то Италия в XVII столетии была бесспорным законодателем в этой области для всех других стран. Уже в XV и в XVI веках мастера сделали перспективное единство,видимое с нижней точки зрения,но заслугой итальянской школы стал перенос такого единства на плоскую живопись.
- 1. Развитие стиля в западноевропейском искусстве XVII века.
- 3. Творчество Дж.-л.Бернини.
- 4. Творчество Караваджо.
- 5. Караваджизм в живописи XVII века.
- 7. Основные тенденции развития живописи Италии середины и II пол. XVII века.
- 8. Творчество Питера Пауля Рубенса. Основные этапы.
- 9. Монументально-декоративная живопись барокко.
- 10. Портрет в живописи Фландрии и Голландии.
- 11. Бытовой жанр в живописи Фландрии.
- 17. Бытовой жанр в живописи Голландии.
- 18. Пейзаж в голландской живописи XVII века
- 19. Натюрморт в живописи Фландрии и Голландии.
- 20. Творчество Рембрандта. Основные этапы.
- 21. Архитектура Франции XVII века.
- 22. Творчество Жака Калло.
- 23. Живопись реальности во Франции XVII века.
- 25. Скульптура во Франции времен Людовика XIV.
- 28. Архитектура Франции XVIII в..
- 34. Рококо во французской живописи XVIII в. (Буше, Фрагонар).
- 36. Пейзаж во французской живописи XVIII в.
- 37. Архитектура Италии 18 в.
- 39. Бытовой жанр в североитальянской живописи (Маньяско,.Креспи, Черути.
- 40. Творчество д.Б.Пьяцетты, с. Риччи.
- 42. Бытовой жанр в живописи Венеции (д.Тьеполо, п. Лонги).
- 44. Пейзаж в живописи Италии 18 в
- 45. Портрет в живописи Италии 18 в.
- 49. Творчество т. Гейнсборо и английский портрет XVIII в.
- 50. Развитие графики в 18 в.
- 52. Основные направления развития живописи Германии XVIII в.