logo
bilety_troshina

7. Основные тенденции развития живописи Италии середины и II пол. XVII века.

С середины XVII века в итальянской живописи утверждается зрелое барокко. К этому направлению относится творчество знаменитого римского живописца, архитектора и декоратора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669). Среди его работ выделим плафон римского Палаццо Барберини (1633—1639), а также роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме (1646—1665).

Здесь нельзя не упомянуть имя видного итальянского живописца, ведущего флорентийского мастера середины XVII века Карло Дольчи (1616—1686). Большинство его работ представляют собой сентиментальные по настроению изображения Мадонны и святых. Для усиления лгаматизма и выразительности он использовал полуфигурные композиции, размещая персонажей на простом темном фоне. Дольчи писал алтарные образы для капелл и по заказам частных лиц, его произведения были очень популярны. Дольчи также писал портреты, одно из самых известных его произведений в этом жанре — «Портрет Виттории делла Ровере» (Флоренция, галерея Питти).

Живописец и гравер Лука Джордано (1634—1705) является представителем неаполитанской школы. Произведения Джордано отличаются свободной импрессионистической манерой исполнения, которая нашла свое наиболее эффектное воплощение в его рисунках. За быстроту работы он получил прозвище Fapresto (делает быстро). Среди работ художника — фрески в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1683—1686), росписи сводов лестницы в Эскориале в Мадриде (1692—1694), фрески сакристии собора в Толедо (1698) и композиция «Триумф Юдифи» в церкви Сан-Мартино в Неаполе (1704). Еще один неаполитанский мастер Франческо Солимена (1657—1747) известен росписями церквей Неаполя (Сан-Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан-Доменико Маджоре).?

Живопись в конце XVII века становится все более похожей на стиль рококо. Такие культурные центры,как Рим,Флоренция,Неаполь,Генуя,в которых создавались неповторимые школы и стили,сыграли в этом свою роль. Живопись второй половины  XVII века отличает необыкновенная легкость композиции,изящество типов и разнообразие красок.Карло Чиньяни (1628-1719),граф,  ставший первым начальником Клементинской Академии в Болонье,учрежденной в 1709 году,был учеником известного итальянского мастера   Альбано. Фрески Чиньяни,изображавшие Успение Богородицы отражают новое направление в живописи. Карло Марата,признанный мастер новой римской школы,был известным портретистом этого периода. Его несравненный дар изобретения и готовность экспериментировать позволили создать для римских церквей удивительные запрестольные образа. Работы Марко Франческини (1648-1729),считавшего  своим учителем  Карло Чиньяни,считаются неподражаемыми  в отношении утонченности и чувствительности.

Новое направление в Генуе представил Доменико Пиола (1629-1703),  «Тайная вечеря»,которого смотрится совершенно по-новому,благодаря хороводу ангелочков,спускающихся с неба в ярком луче. А во Флоренции основным представителем этого направления по праву считается  Чиро Ферри (1634-1689),чьей кисти принадлежат необыкновенно легкие и изящные плафонные фрески,находящиеся  в зале Апполона  палаццо Питти. В Милане представителем нового направления стал Филиппе Аббиати (1640-1715),мастер,известный виртуозным владением широкой кистью,что впоследствии смог усовершенствовать один из его учеников -  Алессандро Маньяско. Даже мастера Венеции были подвержены влиянию эпохи работы  Антонио Беллуччи (1654-1715),  Андреа Челести (1639-1706) умело сочетали в себе  отличительную черту венецианской живописи – яркие краски и свежесть форм,с почти невесомой нежностью и томностью.

Неаполитанец  Лука Джордано (1632-1705) является автором довольно свободно задуманных станковых композиций,но если говорить о его больших плафонных фресках,то в них сосредоточены удивительные красочные и световые эффекты. Совершенно непривычной для того времени стала его аллегорическая картина в палаццо Рикарди.

А в Неаполе творил  Франческо Солимена (1657-1747). Его работы впечатляют полной игрой света и представляют собой неаполитанскую школу на стадии перехода к новому,более легкому стилю следующего столетия. Преемником плафонной живописи  Джордано стал Андреа Поццо (1642-1709),являвшийся,кроме всего прочего и талантливым архитектором (Сант’Игнацио,  дворец Лихтенштейна в Вене). Бесспорной его заслугой является распространение итальянского фрескового стиля далеко за пределами Италии.

Было время,когда итальянской живописи грозила низкая оценка потомков. Если в ваянии и зодчестве ему не было равных,то в живописи это было не так,особенно если иметь ввиду портретную и новую реалистическую живопись. Более успешным было направление итальянской фигурной живописи,которая в течение столетий поражала  ценителей своими непревзойденными шедеврами. А если говорить о монументальной фресковой,а точнее,плафонной и купольной живописи,то Италия в XVII столетии была бесспорным законодателем в этой области для всех других стран. Уже в XV и  в XVI веках мастера сделали перспективное единство,видимое с нижней точки зрения,но заслугой итальянской школы стал перенос такого единства на плоскую живопись.