logo
все ответы МХК 9 класс

2.Символика частей западноевропейского средневекового храма.

В соответствии с идеологией христианства средневековый храм делился на три части: 1 – притвор, 2 – нефы, 3 – алтарь. При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная – ад и была посвящена сценам Страшного суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная часть посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть «путь, истина и жизнь». И поэтому проход верующего от западного портала (вход в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в средневековых соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Внутренне пространство храма – это пещера, в которой погребли распятого Христа, и из которого он воскрес. И потому это пространство еще сумрачно и приземисто. За счет узких окон-бойниц в нем господствует резкий контраст яркого света и глубокой тени. Еще в старых римских катакомбах, где устраивали свои храмы, скрывавшиеся от преследования римских властей первые христиане, свет лился сверху через круглые отверстия в потолке. Так и в средневековых храмах, свет в храм устремлялся сверху и ярко освещал только определенные части интерьера. Узкие окна, а потом круглые окна0розы, над западным порталом высвечивали нартекс. Центральная часть храма освещались через узкие окна в башне над средокрестием (пересечением продольного и поперечного нефов).

В средние века церковь четко разделяла три понятия времени (три его уровня). Земное время мыслилось как историческое, линейное. Здесь будущее переходило в настоящее. Этому пониманию времени соответствовали многие повествовательные мотивы в скульптурах и росписях соборов, составляя длинные горизонтальные ленты на темы библейских и евангельских сцен. Время же космоса осмысливалось как циклическое, все время повторяющееся во временах года, движении солнца и звезд. Этот уровень времени пытались передать в многочисленных круглых розетках с изображениями на тему времен года, знаков зодиака и сельскохозяйственных работ. Третьим уровнем времени считалась вечность, где всё всегда присутствует. Этот уровень яснее всего отражен в самой структуре храма, в его форме креста. Уподобление храма телу Христа на кресте иногда доходило до натурализма. И тогда центральная алтарная капелла сдвигалась относительно продольной оси, передовая поникшую голову Христа.

Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути (портал) и цель этого пути (престол). Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом.

Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирной жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Имел символическое значение и размер двери. Их устраивали суживающимися за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».