2.Символика частей западноевропейского средневекового храма.
В соответствии с идеологией христианства средневековый храм делился на три части: 1 – притвор, 2 – нефы, 3 – алтарь. При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная – ад и была посвящена сценам Страшного суда. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. А южная часть посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть «путь, истина и жизнь». И поэтому проход верующего от западного портала (вход в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в средневековых соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.
Внутренне пространство храма – это пещера, в которой погребли распятого Христа, и из которого он воскрес. И потому это пространство еще сумрачно и приземисто. За счет узких окон-бойниц в нем господствует резкий контраст яркого света и глубокой тени. Еще в старых римских катакомбах, где устраивали свои храмы, скрывавшиеся от преследования римских властей первые христиане, свет лился сверху через круглые отверстия в потолке. Так и в средневековых храмах, свет в храм устремлялся сверху и ярко освещал только определенные части интерьера. Узкие окна, а потом круглые окна0розы, над западным порталом высвечивали нартекс. Центральная часть храма освещались через узкие окна в башне над средокрестием (пересечением продольного и поперечного нефов).
В средние века церковь четко разделяла три понятия времени (три его уровня). Земное время мыслилось как историческое, линейное. Здесь будущее переходило в настоящее. Этому пониманию времени соответствовали многие повествовательные мотивы в скульптурах и росписях соборов, составляя длинные горизонтальные ленты на темы библейских и евангельских сцен. Время же космоса осмысливалось как циклическое, все время повторяющееся во временах года, движении солнца и звезд. Этот уровень времени пытались передать в многочисленных круглых розетках с изображениями на тему времен года, знаков зодиака и сельскохозяйственных работ. Третьим уровнем времени считалась вечность, где всё всегда присутствует. Этот уровень яснее всего отражен в самой структуре храма, в его форме креста. Уподобление храма телу Христа на кресте иногда доходило до натурализма. И тогда центральная алтарная капелла сдвигалась относительно продольной оси, передовая поникшую голову Христа.
Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути (портал) и цель этого пути (престол). Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом.
Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирной жизни в священную. Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Имел символическое значение и размер двери. Их устраивали суживающимися за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
- Ответы на вопросы
- 2 Билет экзамен Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.
- Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.
- Краска. Её виды и составные части.
- Храмовый комплекс др. Египта . Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.
- Художественная культура Междуречья ( планировка городов и структура зиккурата ).
- 10 Билет. Экзамен
- 1. Основные архитектурные сооружения Древнего Рима.
- 2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.
- 1. Храмовые архитектурные сооружения Византии. Типы византийских храмов.
- 2. Византийская базилика. Её конструкция и система освещения.
- 1. Собор и крепость в западноевропейской архитектуре романского периода.
- 2. Икона, ее структура и основные сюжеты.
- 1.Историческое развитие готики.
- 6 Билет . Экзамен Орнамент, его значение и виды. Структура орнамента.
- 1.Развитие русской иконописи.
- 2.Символика частей западноевропейского средневекового храма.
- 1.Развитие архитектуры итальянского Возрождения.
- Билет 14 Структура средневековой рукописной книги.
- Живопись раннего Возрождения.
- Основные формы в мусульманской архитектуре.
- 1.Поиски идеала в творчестве Рафаэля.
- 2. Символика православного храма и система его росписи.
- 1.Венецианская живопись Высокого Возрождения (Джорджоне, Тициан).
- 2. Западно - европейская картина. Процесс создания живописного полотна. Типология живописи по свойствам красок. Функции картинной рамы.
- 1.Протестантский настольный алтарь (Ян Ван Эйк, Босх).
- 9 Билет экзамен . Фреска. Её особенности.
- 1. Театр английского Возрождения.
- 7 Билет экзамен . Свет в картине. Отражение света от картины. Светотень. Моделирование объема на картине.
- 2.Композиция картины. Основные композиционные фигуры.
- Архитектура, скульптура и живопись итальянского барокко.
- 2.Понятие перспективы. Перспектива линейная, тональная и воздушная.
- 1. Возникновение европейской оперы. «Флорентийская камерата».
- 11Билет экзамен . Гравюра. Виды печатной графики. Основные графические жанры.
- 1. «Золотой век» испанской живописи. (Эль Греко, д.Веласкес).
- 8 Билет экзамен . Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.
- 1. Фламандское барокко (Рубенс).
- 2. Основные принципы классической архитектуры (членение здания, фасад, анфилада, типизация сооружения).
- 1. Голландское барокко. (Рембрандт и «малые голландцы»).
- 2. Русская классическая дворянская усадьба.
- 1 Развитие архитектуры русского барокко.