2.Композиция картины. Основные композиционные фигуры.
Композиция – это составление, соединение различных деталей в целое, объединенных одной идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения. Слово «композиция» в качестве термина стало употребляться с эпохи Возрождения. От композиции зависит восприятие картины. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, поэтому элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.).
Для передачи неподвижного образа, подойдет замкнутая композиция, основанная на форме круга, квадрата, прямоугольника.
Для передачи панорамного пейзажа, простора, подойдет тип открытой композиции. Форма композиции – прямоугольная.
Композиция строится по определенным канонам. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах (добро и зло, веселье и грусть, новое и старое, спокойное и динамичное, и др.) Контраст – помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи говорил о необходимости использования контрастов величин (высокий и низкий, большой – маленький, толстый – тонкий), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведения. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и наоборот, темный – на светлом.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Второстепенное на картине приглушается
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.
Итак, целостность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному.
Можно выделить следующие композиционные правила:
Передача движения (динамика).
Передача покоя (статика).
Золотое сечение (одна треть).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
На восприятие композиции картины большое влияние оказывают ее формат и форма обрамляющей картины рама Формат картины тесно связан со всей внутренней структурой художественного произведения и часто при его анализе указывает верный путь к его пониманию. Чаще всего формат картины избирается художником до начала работы.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и ассиметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила.
№20.
- Ответы на вопросы
- 2 Билет экзамен Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.
- Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.
- Краска. Её виды и составные части.
- Храмовый комплекс др. Египта . Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.
- Художественная культура Междуречья ( планировка городов и структура зиккурата ).
- 10 Билет. Экзамен
- 1. Основные архитектурные сооружения Древнего Рима.
- 2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.
- 1. Храмовые архитектурные сооружения Византии. Типы византийских храмов.
- 2. Византийская базилика. Её конструкция и система освещения.
- 1. Собор и крепость в западноевропейской архитектуре романского периода.
- 2. Икона, ее структура и основные сюжеты.
- 1.Историческое развитие готики.
- 6 Билет . Экзамен Орнамент, его значение и виды. Структура орнамента.
- 1.Развитие русской иконописи.
- 2.Символика частей западноевропейского средневекового храма.
- 1.Развитие архитектуры итальянского Возрождения.
- Билет 14 Структура средневековой рукописной книги.
- Живопись раннего Возрождения.
- Основные формы в мусульманской архитектуре.
- 1.Поиски идеала в творчестве Рафаэля.
- 2. Символика православного храма и система его росписи.
- 1.Венецианская живопись Высокого Возрождения (Джорджоне, Тициан).
- 2. Западно - европейская картина. Процесс создания живописного полотна. Типология живописи по свойствам красок. Функции картинной рамы.
- 1.Протестантский настольный алтарь (Ян Ван Эйк, Босх).
- 9 Билет экзамен . Фреска. Её особенности.
- 1. Театр английского Возрождения.
- 7 Билет экзамен . Свет в картине. Отражение света от картины. Светотень. Моделирование объема на картине.
- 2.Композиция картины. Основные композиционные фигуры.
- Архитектура, скульптура и живопись итальянского барокко.
- 2.Понятие перспективы. Перспектива линейная, тональная и воздушная.
- 1. Возникновение европейской оперы. «Флорентийская камерата».
- 11Билет экзамен . Гравюра. Виды печатной графики. Основные графические жанры.
- 1. «Золотой век» испанской живописи. (Эль Греко, д.Веласкес).
- 8 Билет экзамен . Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.
- 1. Фламандское барокко (Рубенс).
- 2. Основные принципы классической архитектуры (членение здания, фасад, анфилада, типизация сооружения).
- 1. Голландское барокко. (Рембрандт и «малые голландцы»).
- 2. Русская классическая дворянская усадьба.
- 1 Развитие архитектуры русского барокко.