logo
все ответы МХК 9 класс

8 Билет экзамен . Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.

Nature morte – «мертвая природа» (итальянский). Если вспомнить, что послужило возникновению натюрморта, то можно смело заявить, что толчком для его появления послужил еще обыкновенный обычай средневековых рыцарей избирать себе для турнира короткие девизы, наносившиеся на оружие, одежду и предметы быта. Кроме девизов информация зашифровывалась и в рисунках, в них выражалось личные принципы рыцаря. Появляются простые рисунки, которые сопровождаю девиз. Таким образом появлятся эмблема. Разгадывание эмблем становится традиционным времяпровождением светского общества «галантного века». Сборники эмблем служили так же словарями, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.

Натюрморт изначально появляется как часть картины, ее фон, деталь, украшение интерьера. Окончательную самостоятельность он получил в 17 веке в живописи голландцев, фламандцев и нидерландцев. Особое место натюрморты занимали в живописи Нидерландов. Там в 17 веке создаются целые центры натюрмортов. Например:

картины «завтраки» были популярны в буржуазном городе Харлеме;

Смысл натюрморта всегда был зашифрован с помощью предметов, извлеченных из привычного человеческого быта. Из них составлялись новый, глубоко символичный мир натюрморта. Натюрморт стал своеобразной « игрой со зрителем», которому предлагается разгадать символический смысл композиции. Натюрморт появился именно в 17 веке, потому что само время располагало к этому. Времена «галантного века» были раскованы, игривы, загадочны и таинственны. Загадка была во всем, даже в повседневности. Обычное общение кавалеров и дам предполагало разгадки всевозможных тайн, аллегорий и символов. Все вокруг люди стремились зашифровать в символы. Поэтому натюрморт – это дитя «галантного века».

Наиболее части в натюрморте появляются символы:

Композиции цветочных натюрморты были более сложные, они делились на следующие типы:

Отсюда, исходя из заданных композиций, и формируется и смысловые зоны цветочного натюрморта:

В середине 17 века распространяются натюрморты с пресмыкающимися, земноводными и другими животными. Традиционно были символичны следующие:

Таким образом делая вывод из всего вышесказанного, можно увидеть, что натюрморт = это композиция, постоянно напоминающая обывателю о быстротечности жизни, бренности существования и смысле бытия.

№23.