8 Билет экзамен . Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.
Nature morte – «мертвая природа» (итальянский). Если вспомнить, что послужило возникновению натюрморта, то можно смело заявить, что толчком для его появления послужил еще обыкновенный обычай средневековых рыцарей избирать себе для турнира короткие девизы, наносившиеся на оружие, одежду и предметы быта. Кроме девизов информация зашифровывалась и в рисунках, в них выражалось личные принципы рыцаря. Появляются простые рисунки, которые сопровождаю девиз. Таким образом появлятся эмблема. Разгадывание эмблем становится традиционным времяпровождением светского общества «галантного века». Сборники эмблем служили так же словарями, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.
Натюрморт изначально появляется как часть картины, ее фон, деталь, украшение интерьера. Окончательную самостоятельность он получил в 17 веке в живописи голландцев, фламандцев и нидерландцев. Особое место натюрморты занимали в живописи Нидерландов. Там в 17 веке создаются целые центры натюрмортов. Например:
картины «завтраки» были популярны в буржуазном городе Харлеме;
аристократический Утрехт, славился цветоводством, поэтому там были распространены «Цветочные букеты»;
для портового города были характерны «рыбные композиции;
«ученые натюрморты» распространены в университетском городке Лейден.
Смысл натюрморта всегда был зашифрован с помощью предметов, извлеченных из привычного человеческого быта. Из них составлялись новый, глубоко символичный мир натюрморта. Натюрморт стал своеобразной « игрой со зрителем», которому предлагается разгадать символический смысл композиции. Натюрморт появился именно в 17 веке, потому что само время располагало к этому. Времена «галантного века» были раскованы, игривы, загадочны и таинственны. Загадка была во всем, даже в повседневности. Обычное общение кавалеров и дам предполагало разгадки всевозможных тайн, аллегорий и символов. Все вокруг люди стремились зашифровать в символы. Поэтому натюрморт – это дитя «галантного века».
Наиболее части в натюрморте появляются символы:
розы, полевых цветов. Насекомых – говорящих о краткости человеческого существования;
бабочки и стрекозы – спасение души4
песочные часы, дымящаяся трубка, мыльные пузыри, карточные домики – быстротечность жизни;
старые книги – ушедшее время;
музыкальные инструменты – «звук их так прекрасен и мимолетен»;
цветы. Колосья, фрукты, лимоны – символы времен года;
Композиции цветочных натюрморты были более сложные, они делились на следующие типы:
радиальная композиция – где главный цветок тот, который был на скрещении стеблей;
ковровая композиция – где иерархия цветов выстраивается сверху вниз;
треугольная композиция – центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него;
Отсюда, исходя из заданных композиций, и формируется и смысловые зоны цветочного натюрморта:
низ – знаки бремени (сломанные или увядшие листья цветы лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);
середина – символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);
верх – венец добродетели (крупный одиночный цветок);
В середине 17 века распространяются натюрморты с пресмыкающимися, земноводными и другими животными. Традиционно были символичны следующие:
змеи, мыши, лягушки, ежи – дьявольские животные;
гусеница, куколка, бабочка – человек живет на земле, умирает, дальнейшая жизнь;
белка – труд;
попугай – красноречие;
обезьяна – человеческие пороки;
кошка и мышь – темные силы, дьявол и человеческая душа;
собака – охрана разума от темных сил.
Таким образом делая вывод из всего вышесказанного, можно увидеть, что натюрморт = это композиция, постоянно напоминающая обывателю о быстротечности жизни, бренности существования и смысле бытия.
№23.
- Ответы на вопросы
- 2 Билет экзамен Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.
- Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.
- Краска. Её виды и составные части.
- Храмовый комплекс др. Египта . Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.
- Художественная культура Междуречья ( планировка городов и структура зиккурата ).
- 10 Билет. Экзамен
- 1. Основные архитектурные сооружения Древнего Рима.
- 2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.
- 1. Храмовые архитектурные сооружения Византии. Типы византийских храмов.
- 2. Византийская базилика. Её конструкция и система освещения.
- 1. Собор и крепость в западноевропейской архитектуре романского периода.
- 2. Икона, ее структура и основные сюжеты.
- 1.Историческое развитие готики.
- 6 Билет . Экзамен Орнамент, его значение и виды. Структура орнамента.
- 1.Развитие русской иконописи.
- 2.Символика частей западноевропейского средневекового храма.
- 1.Развитие архитектуры итальянского Возрождения.
- Билет 14 Структура средневековой рукописной книги.
- Живопись раннего Возрождения.
- Основные формы в мусульманской архитектуре.
- 1.Поиски идеала в творчестве Рафаэля.
- 2. Символика православного храма и система его росписи.
- 1.Венецианская живопись Высокого Возрождения (Джорджоне, Тициан).
- 2. Западно - европейская картина. Процесс создания живописного полотна. Типология живописи по свойствам красок. Функции картинной рамы.
- 1.Протестантский настольный алтарь (Ян Ван Эйк, Босх).
- 9 Билет экзамен . Фреска. Её особенности.
- 1. Театр английского Возрождения.
- 7 Билет экзамен . Свет в картине. Отражение света от картины. Светотень. Моделирование объема на картине.
- 2.Композиция картины. Основные композиционные фигуры.
- Архитектура, скульптура и живопись итальянского барокко.
- 2.Понятие перспективы. Перспектива линейная, тональная и воздушная.
- 1. Возникновение европейской оперы. «Флорентийская камерата».
- 11Билет экзамен . Гравюра. Виды печатной графики. Основные графические жанры.
- 1. «Золотой век» испанской живописи. (Эль Греко, д.Веласкес).
- 8 Билет экзамен . Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.
- 1. Фламандское барокко (Рубенс).
- 2. Основные принципы классической архитектуры (членение здания, фасад, анфилада, типизация сооружения).
- 1. Голландское барокко. (Рембрандт и «малые голландцы»).
- 2. Русская классическая дворянская усадьба.
- 1 Развитие архитектуры русского барокко.