2. Символика православного храма и система его росписи.
Традиционный православный храм имеет определенное деление на части. Каждая такая часть глубоко символична. Так например:
алтарь, куда входят лишь священнослужители, символизирует царство небесное;
храм в православии открыт всем верующим;
притвор храма, предназначенный для оглашенных (готовящихся принять христианство) или провинившихся;
Алтарь ( от лат. «возвышенное место») имеет свое устройство:
престол – особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос;
антиминс – главный священный предмет храма, помещающийся на престоле – освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частицей мощей какого-либо святого;
«горнее место» - возвышенное место за престолом, считающимся самым святым местом в алтаре, на котором ставится большой семисвечник и запрестольный крест;
жертвенник – стол, расположенный у северной стены алтаря, на котором все приготовлено для основного таинства христианской церкви – причастия (потир, дискос, со звездицей и покровами, копие и лжица);
солея – алтарь перед иконостасом с амвоном посередине для произнесения самых значительных слов во время службы и клиросами для певчих по бокам;
иконостас – алтарная преграда с царскими и дьяконскими вратами. Деление иконостаса на ряды (чины): местный, праздничный, деисусный, апостольский, пророческий.
Символику имеют и объемы храма, например: кубический объем храма со сферическим куполом как соединение земли и неба. Поэтому традиционно в куполе-небе изображают Христа Пантократора («вседержителя») или его лика (Спас Нерукотворный). Там же изображались небесные силы: ангел-«вестник», Херувимы – в виде шестикрылых ликов, Архангелов – в человеческом облике. От купола арочный переход на стены (паруса) – это своеобразный переход от неба к земле, и изображались на нем 4 евангелиста в виде четырех символических животных: крылатый лев – Марк, орел – Иоанн, человек или ангел – Матфей, телец – Лука. На восточной (алтарной) стене: Богоматерь, Восседающая на троне, либо Христос Вседержитель, а так же сцена причастия Апостолов; здесь же изображались святители христианской церкви: Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.;
На остальных стенах разворачивались евангельские истории, начиная с юго-восточного угла. Представлялись основные события в виде иллюстраций 12 основных христианских праздников. На западной стене храма (самой дальней от алтаря): Страшный Суд, Успение Богоматери, Тайная Вечеря.
- Ответы на вопросы
- 2 Билет экзамен Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.
- Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.
- Краска. Её виды и составные части.
- Храмовый комплекс др. Египта . Храм как место встречи солнечного бога с людьми. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.
- Художественная культура Междуречья ( планировка городов и структура зиккурата ).
- 10 Билет. Экзамен
- 1. Основные архитектурные сооружения Древнего Рима.
- 2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.
- 1. Храмовые архитектурные сооружения Византии. Типы византийских храмов.
- 2. Византийская базилика. Её конструкция и система освещения.
- 1. Собор и крепость в западноевропейской архитектуре романского периода.
- 2. Икона, ее структура и основные сюжеты.
- 1.Историческое развитие готики.
- 6 Билет . Экзамен Орнамент, его значение и виды. Структура орнамента.
- 1.Развитие русской иконописи.
- 2.Символика частей западноевропейского средневекового храма.
- 1.Развитие архитектуры итальянского Возрождения.
- Билет 14 Структура средневековой рукописной книги.
- Живопись раннего Возрождения.
- Основные формы в мусульманской архитектуре.
- 1.Поиски идеала в творчестве Рафаэля.
- 2. Символика православного храма и система его росписи.
- 1.Венецианская живопись Высокого Возрождения (Джорджоне, Тициан).
- 2. Западно - европейская картина. Процесс создания живописного полотна. Типология живописи по свойствам красок. Функции картинной рамы.
- 1.Протестантский настольный алтарь (Ян Ван Эйк, Босх).
- 9 Билет экзамен . Фреска. Её особенности.
- 1. Театр английского Возрождения.
- 7 Билет экзамен . Свет в картине. Отражение света от картины. Светотень. Моделирование объема на картине.
- 2.Композиция картины. Основные композиционные фигуры.
- Архитектура, скульптура и живопись итальянского барокко.
- 2.Понятие перспективы. Перспектива линейная, тональная и воздушная.
- 1. Возникновение европейской оперы. «Флорентийская камерата».
- 11Билет экзамен . Гравюра. Виды печатной графики. Основные графические жанры.
- 1. «Золотой век» испанской живописи. (Эль Греко, д.Веласкес).
- 8 Билет экзамен . Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.
- 1. Фламандское барокко (Рубенс).
- 2. Основные принципы классической архитектуры (членение здания, фасад, анфилада, типизация сооружения).
- 1. Голландское барокко. (Рембрандт и «малые голландцы»).
- 2. Русская классическая дворянская усадьба.
- 1 Развитие архитектуры русского барокко.