Праздничная культура Греции и Рима.
Как и в любом обществе часть праздников имела государственное значение, а часть – региональное.
Праздник Амона:
2-3 месяц сезона разлива
Центр праздника – храм Опет (в Карнаке).
Извлекали из хранилищ хлеб, мясо, овощи и фрукты и предлагали людям.
3 ладьи Бога: ладья Амона, ладья богини Муд, ладья сына Хаису. Ладьи несли носильщики, впереди шел человек, который сыпал песок, жрецы обмахивали ладьи, слышались звуки трещетки, барабана.
Ритуальная процессия: впереди – музыкант, подходили к набережной Нила, где ожидала их толпа.
Ладьи устанавливали на корабли. После исполнения гимна, ладьи выходили на воду в сторону другого религиозного центра. После ухода население на берегу начинало пировать.
Длился праздник в течение 1-2 месяцев.
2-ой центр – Ипут (Луксор сейчас).
Обряды, связанные с культом Бога Осириса
Осирис – бог плодородя и подземного мира.
Города: Абидос,
Разыгрывались сцены из жизни Осириса: мир погружается в хаос, противоборство двух партий.
День выхода Бога
Каждый человек мог прийти в храм к тому или иному Богу с просьбой, когда хочет. Но только один раз в год Бог выходил к людям.
В каждом городе свое божество.
Коптос – праздник Бога Мина:
Первый месяц сбора урожая. Урожай несли к храму Мина. Чести нести Бога на носилках удостаивались особого сана люди. Еще кто-то нес скипетр, посох, мотыгу, свиток (сценарий праздника), курильницу для фараона – символы власти.
Перед носилками – старший сын, за носилками – слуги и воины.
1 жрец нес список, следил за ходом праздника.
Фараон совершает обряды курения и возлияния.
Под конец праздника гимн.
Статую торжественно вносят. Жрецы окружают носилки, омахивая статую Бога опахалом. Фараон выпускает 4 стрелы, 4 птицы.
Во главе процессии – сам Фараон с короной нижнего Египта, царица, белый священный бык (олицетворения Мина). За группой – носильщики с дарами Бога. Далее – жрецы. Процессия временами останавливается, исполняют гимны.
Праздники древней Греции и Рима делятся на: 1) праздники государственного культа, 2) праздники в честь Богов, 3) общественные праздники (олимпийские игры).
Некоторые греческие праздники, как и многое из греческой культуры, перешли в Древний Рим и естественным образом трансформировались соответственно римской традиции. Но, конечно, в Риме были и собственные праздники, например, Луперкалий. Луперкалий – это своеобразный фестиваль эротизма, который проходил 15 февраля на месте, где по приданию, волчица выкормила Ромула и Рема – основателей Рима. В этот праздник приносили в жертву животных, а из их шкур изготавливали бичи, прямо во время пира.
Основной частью фестиваля были голые мужчины, которые бежали мимо женщин и били их ремнями из кожи козла. Женщины охотно подставляли свое тело, считая, что эти удары принесут им плодовитость и легкие роды, а затем тоже раздевались до гола. Завершался праздник своеобразной лотереей – девочки-подростки писали на записках свои имена и помещали их в большую урну, а затем каждый мужчина вытягивал из урны записку. Девочка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. Этот праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом, и стал так популярен, что еще долго существовал во времена христианства. Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию Дня Всех Влюбленных.
Греция
Греция: 355 дней, месяц состоит из 29, 30 дней, год начинался после летнего солнцеворота (в конце июня).
Доминируют местные традиции, государство.
В Афинах отмечалось около 60 праздников. Самые важные – Дионисии, Линеи, Большие Панафинеи.
В празднике проявляется всенародный характер греческой культуры, демократизм и дух соревнования (состязания, пляски, костюмированные процессии, драматические представления).
Общегреческий самый известный праздник – Олимпийские игры – каждые 4 года на юге Греции. Заранее назначались судьи, из Олимпа шли вестники в другие города, приглашая принять участие, возглашали священное перемирие.
Культ Диониса:
Родина – Фракия. Бог плодородия, виноделия.
Ему посвящены праздники весной, осенью (сбор винограда) и в декабре (поспевало вино).
В дни праздников группы людей распевали песни и танцевали. Ходили сатиры.
Миф о Дионисе: Осенью он умирал, умирала и природа, весной воскрешался с природой.
Праздники Диониса имели оргиестический характер, оккультный характер (Малые Дионисии, Линеи, Анфистерии, Великие Дионисии).
Декабрь – малые сельские Дионисии.
Процессия шла к алтарю Дионисия. Шутки, ряженые, жертвенный козел, жертвоприношение у алтаря, возложение сосуда с вином.
Только потом начиналось веселье.
Игра асколия – мех козла для победителя.
Ряженые изображают сатиров, серенов. Танцы хороводного типа у девушек, мужчины танцуют танец козлов.
Затем – торжественная трапеза.
Хоры (возглавляли запевалы) исполняли специальные песни (сменялись радостные и печальный настрои).
Линеи (январь):
Впервые стали проводить театрализованные представления.
Праздник перехода к сельскохозяйственным работам, праздник вознесения Дионисом матери Симилы на небо. Прибытие Диониса в Афины. Карнавал.
Анфистерии (февраль, 3 дня):
Праздник цветов, душ и Диониса.
1 день: вскрытие чанов с вином, вечером замужние женщины сопровождали жену главного в место мистической свадьбы с Дионисом.
2 день: праздник кружек, состязания кружек (первый получал мех и кружки).
3 день: праздник горшков, посвящен душам предков.
Великие Дионисии (март):
Учрежден администрацией, изображение переносилось из храма в храм. Посвящен Артемиде.
Торжественная процессия, ряженые, гимны, песни, пляски, пир, жертвоприношения, символ плодородия.
Вели козлов, несли вино, виноград.
Пышные театрализованные представления.
Протоагон – представление поэтов своего хора, трагедии. Фестид ввел в хор запевалу.
День: Процессия прибывала на Агору к алтарю 12 – ти богов – жертвоприношение 100 быков.
День: хоровые песни, Диониса помещали в театр.
День: хоровые песни, вечер – праздник веселья.
4, 5, 6, 7: драматические представления (к ним готовились год) в театре Диониса.
В последний день все собирались в театрах.
Церемонии официального характера:
Рабы вносят дары союзных государств (золото).
Церемония благодарности города людям, которые погибли за него.
Чествование важных граждан, вручение золотых венков, обряды очищения, в паузы рабы обносят зрителей вином и пирожками, жрец приносит в жертву поросят, представления.
С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олнминйскйх празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Благодаря мгочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.
Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.
Греческим aгoн (борьба) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична.
Раз в четыре года отмечался праздник в честь богиня Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафиней. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов. Затем проходили соревнования музыкантов в исполнительском искусстве и атлетические состязания. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины — венком оливкового дерева, так как по легенде именно Афина подарила грекам оливковое дерево, и замечательной амфорой с оливковым маслом.
Праздники в честь бога Диониса — Дионисии, связаны с историей возникновения театра. Великие Дионисии праздновались пять дней, весной и осенью, и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами, драматическими представлениями. Из хоровых песен — дифирамбов богу Дионису и возник жанр трагедии. Трагедиос — «песнь козлов» или козлопение — сложился из культовых песен хором мужчин — Сатиров, одетых в козлиные шкуры и сопровождавших актера, изображавшего Диониса. Комедия родилась из песен, полных обрядовой разнузданности и исполнявшихся толпой поселян во время сельских Дионисий. Шествие в этот праздник называлось комос. Комедия — песни во время комоса. Комедия отличалась большой вольностью в выборе выражений и сцен, поэтому на такие праздники не допускались женщины и дети. Комедия эпохи классики была в основном политической.
Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.
В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.
Греческим агоном обосновывалось право сосуществования различных философских школ ставших источником культурного прогресса.
Рим: боялись четных чисел, месяцы состоят из 29, 31 дней, февраль – 28, каждое среднее число – полнолуние. Год начинается в марте или январе (сабинская традиция). Переход к лунному календарю произошел во времена Юлия Цезаря.
В начале общественные представления были и религиозными церемониями – непременная часть религиозного праздника.
В 6 веке до нашей эры стали устраивать представления светского характера, за их проведение теперь отвечали не жрецы, а должностные лица, местом проведения теперь был не алтарь, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским храмами.
Самый ранний гражданский праздник – праздник Римских игр. Большое значение приобретаю плебейские игры.
В конце 3 – начале 4 веков до н.э. – апполоновы игры, игры в честь Великой матери Богов – мегаленские и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными, но кроме нихмогли устраиваться и экстаординарные игры (в зависимоти от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата).
Отделения каждого праздника:
Торжественное шествие, во главе – магистрат
Состязания в цирке, колесницы, скачки.
Сценические представления в театре пьес римских авторов (и греческих тоже). Потом пир, массовые угощения на несколько тысяч столов.
Из 76 праздничных дней 50 – праздничные представления. Некоторые праздники целиком состоят из сценических представлений.
У театра была огромная роль в жизни Рима в 2-1 веках до н.э.
Скорее всего, это объясняется влиянием греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения.
Всей античной культуре присущ дух борьбы и состязания, испытания. Римляне, как и греки, обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Празднично-обрядовая культура в системе сксит
- Понятие и сущность праздника
- Традиция, обычай, обряд и ритуал: соотношение понятий
- Функции праздника в традиционном и современном обществе
- Основные подходы к празднику (описательное, мифологическое, магическое направления, школа заимствования, трудовая, игровая концепции)
- Классификации праздников.
- Профессиональные праздники и обряды: история и современность
- Обряды перехода: виды, семантика и структура.
- Семейный праздничный календарь: традиции и современность.
- Обряды жизненного цикла: общая характеристика.
- Похоронный обряд в религиозных и светских традициях: общее и особенное.
- Праздничная культура Древнего Востока.
- Праздничная культура Греции и Рима.
- Светские праздники Нового времени: истоки и дальнейшее развитие.
- Русский народный календарь как сочетание христианского и языческого начал.
- Православный церковный праздничный календарь: основные группы праздников, их характеристика.
- Традиционные календарные праздники в современной жизни.
- Местные праздники в русском традиционном календаре: происхождение, виды, структура местных праздников.
- Основные направления развития современной праздничной обрядности
- Место и роль праздника в событийном туризме.
- Празднично-обрядовая анимация в скСиТ.
- Профессиональные качества специалиста по анимации. Технология организации праздника.
- Детские праздники и обряды: традиции и современность.
- Современный праздничный календарь стран Западной Европы и Америки: общее и особенное.
- Осенне-зимние праздники русского народного календаря: общая характеристика.
- 1 Спас – Макавей 1 (14) августа – Медовий
- 2 Спас – Преображения – 16 (29) августа – Холщовый, ореховый
- Весенне-летние праздники русского народного календаря
- Особенности традиционной и современной свадебной обрядности.
- Советский праздничный календарь 1940-80-х гг.
- 52 Новогодние персонажи
- Праздник 1 мая в европейской традиции.
- 59 Буддистские праздники
- Буддийский Новый год — Сагаалган
- Дончод-хурал: День рождения, просветления и ухода в Нирвану Будды