logo
почти все ответы

Основные подходы к празднику (описательное, мифологическое, магическое направления, школа заимствования, трудовая, игровая концепции)

Профессор Соколов Б.Г.:

Человека создал не труд, а праздничный отдых. Сущность человека не в насущном, а в избытке. Излишек делает нас свободными, делает из человека человека.

Направления концепций о происхождении праздников:

  1. Описательное: первая половина 20 века

Работы носили чисто описательный характер.

  1. Мифологическое:

Снегирев, Сахаров, Терещенко: каждый из них создал многотомный труд о праздниках. Обратили внимание на существенное отношение праздников к свободному времени. Обозначение времени в соответствии с календарными цифрами. Циклическая концепция праздника.

Первая половина 19 века, Афанасьев, Буслаев, Потемня, фольклористы:

Солярная концепция праздников (метеорологическая).

Афанасьев объяснял происхождение всех праздников остатками религии поклонения солнцу.

Борьба лета и зимы в природе.

Модель двухциклового праздничного календаря. Зимний и летний солнцевороты.

Язычество в приоритете.

Господство мифологической школы сменяется школой заимствования.

  1. Магическое: Пропп

Магическое содержание праздничной культуры.

  1. Трудовое: Чичеров

Праздник – модель современного христианского труда.

В основе праздничного календаря лежит труд человека.

Праздничный календарь – свод указаний для практической деятельности человека.

  1. Игровое: Хейзинга

Праздник – сама жизнь, оформленная игровым способом, воплощающий человеческую культуру иначе, чем труд.

Игра – изначальный импульс человеческой культуры. Игра – действие, наделяемое сакральным смыслом. В результате чего возникает идея праздничной культуры. Праздник – наиболее яркое и полное проявление священной игры.

Из культуры постепенно вытесняется игровой элемент. Утрата праздничного элемента порождает ущербность культуры.

  1. Заимствовательное: вторая половина 19 века, Веселовский, Анечкин

Все русское выводилось как элемент заимствования из других культур.

  1. Социологическое: Бахтин

Праздник не просто дублирует труда, а постоянно провозглашает народный идеал жизни.

Итоги:

Праздник в противоположность труду и повседневности был необходим психологически.

Необходимо учитывать социальную окраску праздника.

Праздник порождает чувства свободы, коллективности.

Праздник дает возможность прикоснуться к идеальному в жизни, ощутить гармонию бытия.

Праздник – собственная цель, совпадающая с высшими целями человеческого бытия.

Праздник эстетически организует и переоформляет человеческую жизнь.

Праздник выполняет и роль, навязанную социально-классовой системой, ориентированную на организацию интересов власти.

Факторы, обосновывающие общественную потребность в празднике – это ритмические явления жизни, желание осознать этот ритм, стремление слиться с этим ритмом.

  1. Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4