Весенне-летние праздники русского народного календаря
Семик-Троица
По составу элементов этого цикла, по разнообразию семик-троицкую обрядность делят на несколько типов:
1.основной (центрально-поволжско-сибирский).
южно-русский – специфический вариант основного
2.северный (с учетом того, что южно-русский является вариантом основного, можно
3.средне-южно-русско-сибирский
Праздник сформировался достаточно поздно, нет ни у украинцев, ни у белорусов.
Северно-русский:
Менее разнообразен, чем южный.
Основные элементы:
Украшение домов, дворов, селения зеленью (венками берез)
Поминовение умерших (с березками –парят родителей).
Средне-южно-русско-сибирский:
Украшение домов, дворов, селений зеленью
Завивание березки, венков
Кумление
Украшение березки, хождение с ней и потопление
Бросание венков в воду
Обрядовая трапеза девушек, завивание березок, заплетание венков, бросание в воду – основа обрядности.
Семик – седьмой четверг после Пасхи.
Развивали венки и березки на Троицу. Если завянет, то что-то нехорошее (определено локально).
В 19 веке к девушкам присоединяются парни.
Водили хороводы с венками. Нередко к девушкам присоединялась пожилая женщина.
Петровское заговенье - Русальное
Воскресенье после Троицы, перед Петровым постом.
Завершало русальную неделю.
Вместе с Семиком – единый обрядовый комплекс.
Русалки –ряженые, куклы, лошади. Переодевались молодые мужчины, ударяли девушек кнутами. В некоторых местах девушки и женщины переодевались в мужские костюмы, нападали на мужчин, били кнутами.
Русалку-куклу в конце дня погребали, зарывали в поле, топили.
Русалка – лошадь (южная россия) изображается парнями. Образ коня связан с культом воды, как и образ русалки.
Подражание русским святочным играм.
По всей России в этот день проходили молодежные гулянья, в которых принимали участие также молодые мужчины и женщины. Гулянья начинались с раннего утра или с обеда, продолжались до позднего вечера, а иногда шли всю ночь. Местом их проведения были обычно берега рек и озер, где разводили костры, устраивали трапезы. Парни и девушки купались, мужчины и женщины принимали угощение, переходя от костра к костру. После захода солнца все раздевались и купались вместе. Затем старшие уходили домой, а молодежь продолжала гулять и развлекаться до самого утра.
Иванов день 24 июня – 7 июля
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Вода
Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Травы
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветом (не цветком) папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Народные поверья и обычаи
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.
В России из-за попадания на Петровский пост, церковь ополчилась на праздник – к 19 веку элементы сохранились неравномерно.
Наиболее архаичен у белорусов, украинцев.
Русские же забыли или перенесли основные элементы на другие праздники (Троицу, петров день).
Соболевский: Северная Русь утратила Купалу.
Остался: обычай купания.
Канун Иванова дня – Аграфена Купальница. Купались с цветками.
На юге: обливались для дождя, парни обливали девушек грязной водой. Собирание целебной ивановской росы.В окна домов бросали крапиву, от клопов.
На севере: банные гадания.
Ивановская ночь – активность нечисти (ведьмы, русалки, лешие).
В ряде регионов зажигались купальские костры.
Киришский район: молодежь собиралась у елки, вешались засохшие березки и зажигали.
Обрядовая трапеза: каши, нередко подбрасывали.
Петров день – день Петра и Павла
12 июля
Единый летний праздничный цикл с Ивановым днем.
Объединяли под названием Купала.
На Петров день почти везде только разговлялись после поста.
Ритуальный обход вокруг селений.
Развлечения молодежи.
Ряжение (в белое чучело, связано с покойником), девушки носили бороны на голове в другие деревни.
Ритуальное хулиганство и воровство всего, что не убрано хозяевами.
Обряды, связанные с культом предков.
В праздновании Петрова дня нашли отражение не столько христианские легенды о свв. Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу.
Особенно ярко это проявлялось в деревнях южнорусских губерний. Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце». Считалось, что в петровское утро солнце играет на небе, переливаясь разными цветами. Крестьяне Тульской губернии говорили об игре солнца так: «Солнце то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет, то блеснет голубым, то розовым, то разными вместе цветами».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Празднично-обрядовая культура в системе сксит
- Понятие и сущность праздника
- Традиция, обычай, обряд и ритуал: соотношение понятий
- Функции праздника в традиционном и современном обществе
- Основные подходы к празднику (описательное, мифологическое, магическое направления, школа заимствования, трудовая, игровая концепции)
- Классификации праздников.
- Профессиональные праздники и обряды: история и современность
- Обряды перехода: виды, семантика и структура.
- Семейный праздничный календарь: традиции и современность.
- Обряды жизненного цикла: общая характеристика.
- Похоронный обряд в религиозных и светских традициях: общее и особенное.
- Праздничная культура Древнего Востока.
- Праздничная культура Греции и Рима.
- Светские праздники Нового времени: истоки и дальнейшее развитие.
- Русский народный календарь как сочетание христианского и языческого начал.
- Православный церковный праздничный календарь: основные группы праздников, их характеристика.
- Традиционные календарные праздники в современной жизни.
- Местные праздники в русском традиционном календаре: происхождение, виды, структура местных праздников.
- Основные направления развития современной праздничной обрядности
- Место и роль праздника в событийном туризме.
- Празднично-обрядовая анимация в скСиТ.
- Профессиональные качества специалиста по анимации. Технология организации праздника.
- Детские праздники и обряды: традиции и современность.
- Современный праздничный календарь стран Западной Европы и Америки: общее и особенное.
- Осенне-зимние праздники русского народного календаря: общая характеристика.
- 1 Спас – Макавей 1 (14) августа – Медовий
- 2 Спас – Преображения – 16 (29) августа – Холщовый, ореховый
- Весенне-летние праздники русского народного календаря
- Особенности традиционной и современной свадебной обрядности.
- Советский праздничный календарь 1940-80-х гг.
- 52 Новогодние персонажи
- Праздник 1 мая в европейской традиции.
- 59 Буддистские праздники
- Буддийский Новый год — Сагаалган
- Дончод-хурал: День рождения, просветления и ухода в Нирвану Будды