Классовая структура общества. Необходимость возникновения, экономические условия существования классов.
Социальную сферу общества образуют устойчивые социальные объединения людей и взаимоотношения между ними, формирующиеся под непосредственным воздействием труда, экономической жизни общества в целом и связанные с политической и духовными сферами. В социально-экономической структуре различают структуры первого – крупные объединения индивидов, имеющие исторический характер и второго порядка – классы..
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства, которой они располагают. Место в системе производства связано с отношениями собственности. Классы делятся на основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Основной признак различия между классами – их место в общественном производстве, отношение к средствам производства. В основе разделения лежит разделение труда на организаторский и исполнительский, сложный и простой, физический и умственный. Классовая принадлежность обуславливает круг профессий, которыми могут владеть представители классов.
Разделение труда возникло тогда, когда скотоводство отделилось от земледелия. Позже произошло отделение ремесла от земледелия, и, наконец, разделение труда на материальный и духовный. Тут же возникло и неравное распределение труда и его продуктов, т.е. появилась частная собственность. В основе деления общества на классы лежит закон разделения труд – индивид выбирает сферу и совершенствует свои возможности. Противоположность физического и умственного труда – одна из основ существования классов. Углубление противоречий превращало труд в силу, стоящую над людьми. Чем больше видов труда, тем выше уровень общественного прогресса. Под влиянием НТР устраняются виды труда, способствующие деградации. Предпосылками этого процесса Маркс считал превращение труда в труд всеобщий.
Качественную сторону избыточности труда выражает закон неуклонного роста производительности общественного труда (Маркс рассматривал это, как всеобщий экономический закон): издержки производства постоянно падают. А живой труд становится все производительнее. Что ведет к увеличению массы материальных благ. Всеобщий научный труд означает соединение умственного и физического труда. Всеобщий труд - - это сложный материальный и духовный труд со свойственной ему дифференциацией. В будущем, распределение труда будет всецело связано с развитием сущностных сил человека, а не с интересами производства. А воспитание и образование должны быть не одинаковыми для всех, а должны учитывать генетическую неидентичность.
В письме Вейдемейеру Маркс формулирует принципы научной теории классов и классовой борьбы: 1. сущ. Классов связано с фазами развития производства 2. классовая борьба необходимо ведет к победе пролетариата 3. эта диктатура – переход к уничтожению классов и к обществу без классов. Классовая борьба является объективным законом развития всех антагонистических формаций. Только в борьбе классов, необходимо завершающейся социальной революцией, разрешаются антагонистические противоречия. Заменяется способ производства и совершается переход к новой ступени развития.
Основные формы борьбы с буржуазией: экономическая (положение в системе производства), политическая (выводящая класс на путь революции), идеологическая (борьба с идеологией буржуа). Главные силовые центры рабочего движения – рабочие 5 традиционных отраслей: промышленность, связь, энергетика, транспорт, строительство. Стимулирование различно: умственный – профессиональная удовлетворенность, физический – материальные стимулы.
В наше время классовая борьба не утихает. Это связано с негативными последствиями НТР: увеличением нагрузок,
сокращением рабочих мест, интернационализацией экономики. Классовая борьба все более ориентирована на изменение внутреннего соотношения сил в пользу рабочего класса, противостоящего монополизации производства и антидемократическим методам управления. Работы: «Великий почин» Ленина.
- Основной вопрос социальной философии. Категории общественного бытия и общественного сознания. Материализм и идеализм в социальной философии.
- Материалистическое понимание истории. Основные идеи и аргументы. Сущность материалистического понимания истории.
- Идеалистическое понимание истории. Основные идеи и аргументы.
- Сущность и сущностные силы человека.
- Человек как высшая форма материи.Соотношение биологического и социального в человеке. Интегральная природа социального.
- Общество и природа. Природа как среда обитания, предмет труда и основа бытия человека. Экологическая проблема.
- Материальное производство. Объект философского исследования. Производство и потребление.
- Производительные силы и производственные отношения
- Сущность труда и его роль в бытии человека. Исторические формы труда. Основное (экономическое) противоречие труда.
- Сущность товарного производства. Абстрактный и конкретный труд. Феномен стоимости. Деньги, сущность и функции.
- 0Бщество как система. Этническая и поселенческая структура общества.
- Классовая структура общества. Необходимость возникновения, экономические условия существования классов.
- Политическая структура общества. Государство и гражданское общество. 15.Происхождение, признаки и формы государства.
- Происхождение, признаки и формы государства
- 0Бщественное сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Структура и основные формы общественного сознания.
- Религия. Сущность, основные категории, социальные функции.
- Мораль. Сущность, основные категории, социальные функции.
- Искусство. Сущность, основные категории, соц. Функции.
- Наука. Сущность, соц. Функции
- Научно-технический прогресс: основные принципы и направления
- Личность и общество. Исторические формы отношений личности и общества. Роль личности в истории.
- Свобода, ответственность и нравственные основы личности.
- Исторический процесс как развитие социальной формы материи. Проблема направленности и бесконечности исторического процесса.
- 25. Философские проблемы периодизации истории.
- Постиндустриальное общество.
- Сущность и функции культуры (по учебнику п. Алексеева).