Свобода, ответственность и нравственные основы личности.
Свобода включает в себя ответственность (поступать и мыслить со знанием дела, в соответствии с необходимостью, а не произвольно) и в этом смысле является "позитивной". Эту свободу, основанную на знании всеобщего, следует отличать от "негативной " свободы, связанной с невежеством, познанием индивидами единичного и непониманием всеобщего. В этом случае индивиды имеют дело с произвольным миром (для каждого своим) и их поступки и мысли лишены разумения, а следовательно, и ответственности. "Негативная" свобода и есть свобода без ответственности или, иначе, произвол. Мерой свободы человека и его творчества выступает природа, космос: "наилучший" субъективный разум (логос) тот, который полностью тождествен объективному логосу, "узнает" в нем собственный логос. По существу свобода понимается Гераклитом как познанная необходимость, но свободны немногие, прежде всего мудрецы. Благодаря этому жизнь не определяется целиком и полностью вечным и непреходящим строем вещей, или космическим законом. В обществе действуют также законы, созданные людьми и имеющие во многом искусственный характер. Их первоначалом является космический закон, но созданы они для того, чтобы помочь людям, и могут этого достичь, если индивиды сами будут стремиться и желать жить счастливо. Провозгласив человека "микрокосмом", подобным "макрокосму", натурализм призывал к активной "борьбе" с внешней необходимостью (судьбой), "прометееву бунту против богов", активному самоутверждению вопреки обстоятельствам, рождающему свободу, творчество, жажду жизни и деятельности, сообразованной со знанием законов, необходимости. В этом и состоит назначение и величие человека, смысл его бытия. Аристотель считает, что естественные силы человека, составляющие его природное назначение, реализуются непосредственно (тем способом, какой заложен в природе этих сил) и являются лишь материалом для их совершенствования индивидами. При одинаковых природных возможностях один человек может реализовать себя лучше, чем другой. Способность наилучшим способом выражать себя не является естественной, а формируется в разумной деятельности, закрепляется благодаря ей и становится привычкой, или "устоем" души. Эта созданная самим человеком "вторая натура" (склад души) в дальнейшем вытесняет естественные способности и определяет выполнение дела и назначение: человека. Поэтому истинное назначение человека - это разумная деятельность, присущая лучшей части его души - уму - и сообразованная не с нравственной или эстетической добродетелью, а с более высокой -интеллектуальной. В качестве критерия сложности человеческой деятельности вообще, духовной в частности, у Аристотеля выступает ее непричастность к повседневным нуждам и несмешанность с потребностями жизни. Отличительный признак свободного человека - интеллектуальный досуг (или созерцание им истины), возвышающийся над всяким профессиональным мастерством, обусловленным склонностью и призванием к соответствующей деятельности. Созерцательная, умозрительная деятельность, наилучшим образцом которой является "мыслящее себя мышление", "совершеннейший философ", или бог, выше всех видов деятельности, в том числе художественной, этической, политической. Такая деятельность сопряжена с размышлением и означает действие в соответствии с принятым решением. Принять решение, т.е. действовать со знанием дела, индивид может лишь сознательно. Поэтому благоразумный, или свободный, поступок предполагает, с одной стороны, знание индивидом пределов своих способностей, а с другой - знание условий, от которых зависит степень их реализации. Из соответствия способности положению вещей (а не из желания, формирующегося под влиянием естественной склонности) и возникает сознательное решение. Свободным, связанным с сознательным выбором, поступком индивид не только что-то изменяет, но и формирует "устой души", "вторую натуру", или истинное Я.
- Основной вопрос социальной философии. Категории общественного бытия и общественного сознания. Материализм и идеализм в социальной философии.
- Материалистическое понимание истории. Основные идеи и аргументы. Сущность материалистического понимания истории.
- Идеалистическое понимание истории. Основные идеи и аргументы.
- Сущность и сущностные силы человека.
- Человек как высшая форма материи.Соотношение биологического и социального в человеке. Интегральная природа социального.
- Общество и природа. Природа как среда обитания, предмет труда и основа бытия человека. Экологическая проблема.
- Материальное производство. Объект философского исследования. Производство и потребление.
- Производительные силы и производственные отношения
- Сущность труда и его роль в бытии человека. Исторические формы труда. Основное (экономическое) противоречие труда.
- Сущность товарного производства. Абстрактный и конкретный труд. Феномен стоимости. Деньги, сущность и функции.
- 0Бщество как система. Этническая и поселенческая структура общества.
- Классовая структура общества. Необходимость возникновения, экономические условия существования классов.
- Политическая структура общества. Государство и гражданское общество. 15.Происхождение, признаки и формы государства.
- Происхождение, признаки и формы государства
- 0Бщественное сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Структура и основные формы общественного сознания.
- Религия. Сущность, основные категории, социальные функции.
- Мораль. Сущность, основные категории, социальные функции.
- Искусство. Сущность, основные категории, соц. Функции.
- Наука. Сущность, соц. Функции
- Научно-технический прогресс: основные принципы и направления
- Личность и общество. Исторические формы отношений личности и общества. Роль личности в истории.
- Свобода, ответственность и нравственные основы личности.
- Исторический процесс как развитие социальной формы материи. Проблема направленности и бесконечности исторического процесса.
- 25. Философские проблемы периодизации истории.
- Постиндустриальное общество.
- Сущность и функции культуры (по учебнику п. Алексеева).