logo
шпоры по социальной

Сущность и сущностные силы человека.

В научной философии наиболее общие стороны человеческой сущности раскрывают концепции - "человек в бесконечном мире" (всеобщая) и "человек в обществе" (социальная). Всеобщая концепция раскрывает сущность человека как "вселенского", а не сугубо "местного", "провинциального" феномена, его особое место в мире, величие, достоинство и способность к бесконечному развитию, то социальная концепция - как интегрального социального существа, производящего себя и свою собственно социальную среду. Человек - это существо, которое само производит себя, свое бытие и сущность. При этом производимое им бытие возникает первоначально в виде мысленного прообраза. Человек поэтому есть не только производящее, но и сознающее существо. Человек — основной элемент общества, которое представляет собой не что иное, как сложно организованный коллектив индивидов, общество есть общество людей, или люди в.их деятельности и отношениях друг к. другу.

Человек как социальное существо не может быть понят вне системы общественных отношений, причиной и результатом которой он является. Однако человек — это прежде всего материальное, предметное существо, главная производительная сила, производящая не только предметы потребления, но и экономическую форму общества — экономические отношения. Человек — это главный объективный фактор общественной жизни. В то же время в аспекте своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъективного фактора истории. Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, выраженных понятиях общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие — это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве главной, или собственно социальной, субстанции общественного бытия.

В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов. В действительности реальный процесс жизни индивидов представляет собой единство родового и индивидуального. Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, теорий, чувств, иллюзий, заблуждений общества, т.е. сознание общества. Как сознание общества, оно имеет своим предметом природу, общество и человека. В узком смысле общественное сознание — это отражение общественного бытия, его осознание. Оно отображает прежде всего общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира (философия), так как их осознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общественного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

Человеческая сущность выражена в "сущностных свойствах", или "сущностных силах", человека. Важнейшие сущностные силы человека—труд, мысль, общение. Вторым "ярусом" человеческих сущностных сил выступают способности и потребности. Важными сущностными свойствами человека, связанны-ми с обеими группами свойств, являются коллективность и индивидуалъностъ, свобода и ответственность.

Потребности: их природа и структура. Потребность — это нужда в чем-либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека. Потребность имеет предмет, т. е. то, что потребляется: вещь, процесс, явление, отношение и т. д В отличие от предмета материальных потребностей, который существует объективно для всех, предмет духовных потребностей существует только идеально, субъективно, в головах индивидов, их внутреннем мире. Им являются идеальные образования —произведения искусства, достижения науки, нравственные нормы и идеалы и т. д. В структуре потребности (материальной или духовной), следовательно, можно различить три основных компонента: 1) потребное будущее, 2) непосредственный внешний предмет потребности, 3) собственно потребность как новое (материальное или духовное) состояние. Материальные потребности подразделяются на биологические (простые) и социальные (сложные). К простым относятся потребности в пище, одежде, жилище, соответствующей природной среде как условии нормального существования и отдыха, безопасности и т. д. Эти потребности связаны с обеспечением нормальной жизнедеятельности человеческого организма. социальными отношениями. Сложные материальные потребности—это потребности в труде как основном условии, средстве и способе человеческого существования, общении как обмене различными видами деятельности и т. д Духовные потребности обычно различают по формам общественного сознания: нравственные, правовые, политические, эстетические и т. д.. Кроме того, существуют потребности в образовании, воспитании, познании, смысле жизни и др. Духовные потребности можно также подразделить на простые, складывающиеся на уровне обыденного сознания, и сложные, формирующиеся на уровне теоретического и художественного сознания. Наиболее сложными духовными потребностями являются потребности в научном и художественном творчестве.

Основная, обобщающая потребность общества—потребность в сохранении и развитии социальной (индивида и общества) жизни. Эта потребность служит продолжением и в то же время отрицанием основной тенденции (потребности) живой материи в самосохранении и саморазвитии.

Материальные потребности как первичные определяют духовные, ибо они побуждают человека активно воздействовать на природу посредством труда. Способности: их природа и структура. Способность — это "готовность" человека к различным видам деятельности, преобразованию среды и самого себя.

Формирование сущностных сил человека. Индивиды не рождаются с готовыми способностями и потребностями, они формируются в процессе социализации на основе задатков и склонностей. Чаще всего задаток понимается как некоторая тенденция к формированию определенной способности, но еще не сложившаяся способность. От последней его отличает более общий и не дифференцированный характер. В системе задатка как сложного многоуровневого образования необходимо различать анатомо-физиологические способности (силу безусловных рефлексов, особенности строения тела и др.), фено- и генотипические компоненты, а также психический компонент, в первую очередь инстинкт как психическое образование. Задаток представляет собой своеобразную норму, или возможность, степень реализации которой зависит от воспитания и самовоспитания. При этом следует учесть во многом "свернутый", "скрытый" характер задатков, которые далеко не всегда проявляются на поверхности. В одновременном формировании с раннего детства различных способностей первостепенную роль играет трудовое воспитание, построенное с учетом логики развития труда от простого к сложному. Способности к материальной и духовной деятельности очень трудно сформировать без развитой способности к ручному труду, как изначальной формы труда, непосредственно обусловленной физическими свойствами человека. Ее развитие не только позволяет рано раскрыть другие способности, но и ускорить их формирование. Так, соединение человека с машиной оказывается невозможным обеим не было дано своевременной политической оценки и не были приняты необходимые меры для их искоренения.