logo
шпоры по социальной

Личность и общество. Исторические формы отношений личности и общества. Роль личности в истории.

Личность – это индивидуальная общественная сущность, связанная с сущностью общества. Личность – конкретно-историч. образование, а в классовом обществе – классовое. Как конкретное единство всеобщего, особенного и единичного, она обладает не только общими чертами, присущими определенному типу личности, но и собственно индивидуальными чертами, свойственными только данному конкретному индивиду. По Марксу, особая личность способна производить себя и общество, производить родовую сущность. Если понятие индивидуальности акцентирует внимание на особенном, специфическом, своеобразном в индивиде, то понятие личности – на всеобщем, родовом, на том, что делает человека именно человеком, человечным (гуманным), жизнеспособным существом.

Социализация на основе общечеловеч. свойств, присущих человеч. роду (или чеку вообще) на 3 уровнях: индетификация, индивидуализация, персонализация. Индет. – первичная форма социализации, в ходе которой индивиду передается родовое и достигается его тождество с родством. Это приобретение ребенкос соц. опыта, соц. матрицы, на базе которой развертываются его задатки как соц. существа. Сущность индив-ии – активное утверждение индивидом себя, своего Я через приобретение, самоовладение материальным и духовным потенциалом общества. Персонализация – превращение каждого индивида в активного, самодеятельного субъекта, творящего себя, свое и общественное бытие в соответствии с собст. жизнеутверждающей позицией. Все три формы реализуются одновременно, но в разные возраст. периоды выражены по-разному.

Сложную и противоречивую реальность более точно и оптимистично воспринимают творческие, самоактуализирующиеся индивиды. Приспосабливающиеся индивиды – удовлетворение естест. потребностей.

Процесс социализации на всех уровнях является двусторонним: личность формируется под влиянием коллектива взаимодействующих индивидов; саморазвивается через свою дея-ть (труд). Нередко развитие одностороннее – общество. Общество воздействует двояко: целенаправленно (система воспитания в семье, школе и т.д.) и непосредственно (повседневная деят-ть, события, образ жизни в целом).

Тип личности, возможности ее реализации и развития зависят от общественной системы производства и места индивидов в ней. Маркс выделил 3 основных исторических типа взаимоотношений личности и общества, или, иначе, социальности: отношения личной зависимости, отношения вещной зависимости и отношения свобод. индивидуальностей.

Понимание личности: Античность – 1значение –маска, роль актера в театре. Личность чека понималась как роль, выполняемая в обществе противостоящее сущности чека. Общество – внешняя сила, подчиняющая личность. Микрокосм часть макрокосма и полностью зависит от мира вообще и от общества в частности.

Сред. века. Дуалистическая концепция чека – состоит из матер. тела и нематер. души. Личность чека зависит от Бога, т.к. Бог душу творил Но чек обладает своей волей. Свобода выбора – исполнять волю Бога или нет (но поплатится).

Новое время. Отдельные индивиды (вводится термин) – общество. Личность отождествляется с самосознанием. Это ведет к возникновению проблемы, откуда берется личность? Для этого надо разъединить личность и общество – Маркс. Содержание личности определяется содержанием внешнего мира. Нет тотальной зависимости личности от общества. Личность и внутр., и внешне активна. Л. способна влиять на общество. Общество формирует базовый уровень л. – знания и навыки, каждый по-своему усваивает. Л. способна наполнять новыми вещами, взглядами.

Жизнь общества – бытие всей совокупности индивидов, массы людей, ибо объективные законы общества суть законы чел. сущности (родовой и индивид.). Решающая роль у совокупности индивидов, а не у одного. Люди, народ. массы – творцы истории, двигатель прогресса. В «Святом семействе» Маркс и энгельс – закон возрастания роли народ. масс в истории – вместе с основательностью историч. действий будет расти и объем массы людей, делом которых они являются. Будет расти и сознательность людей, степень их зрелости. Решающая роль – в совокупной деят-ти индивидов.Великая историч. личность оказала влияние на ход истории. Что делает чека великим? Д.Б. талант – соответственен обществ. нуждам, эпохе, – существующий общ. строй не д. препятсвовать.