Алгоритм Подсчет критерия н Крускала-Уоллиса
1. Перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки.
2. Пометить карточки испытуемых группы 1 определенным цветом, например красным, карточки испытуемых группы 2 - синим, карточки испытуемых групп 3 и 4 - соответственно, зеленым и желтым цветом и т. д. (Можно использовать, естественно, и любые другие обозначения.)
3. Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой группе относятся карточки, как если бы мы работали с одной объединенной выборкой.
4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Надписать на каждой карточке ее ранг. Общее количество рангов будет равняться количеству испытуемых в объединенной выборке.
5. Вновь разложить карточки по группам, ориентируясь на цветные или другие принятые обозначения.
6. Подсчитать суммы рангов отдельно по каждой группе. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.
7. Подсчитать значение критерия Н по формуле:
где N - общее количество испытуемых в объединенной выборке;
n - количество испытуемых в каждой группе;
Т - суммы рангов по каждой группе.
8а. При количестве групп с=3, n1•n2•n3≤5 определить критические значения и соответствующий им уровень значимости по Табл..
Если Нэмп равен или превышает критическое значение H0,05, H0 отвергается.
8б. При количестве групп с>3 или количестве испытуемых n1•n2•n3>5, определить критические значения χ2 по Табл..
Если Нэмп равен или превышает критическое значение χ2, H0 отвергается.
S - критерий тенденций Джонкира
Описание этого критерия дается с использованием руководства J.Greene, M.D'Olivera. Он описан также у М. Холлендера, Д.А. Вулфа.
Критерий S предназначен для выявления тенденций изменения признака при переходе от выборки к выборке при сопоставлении трех и более выборок.
Критерий S позволяет нам упорядочить обследованные выборки по какому-либо признаку, например, по креативности, фрустрационной толерантности, гибкости и т.п.
Мы сможем утверждать, что на первом месте по выраженности исследуемого признака стоит выборка, скажем, Б, на втором - А, на третьем - В и т.д. Интерпретация полученных результатов будет зависеть от того, по какому принципу были образованы исследуемые выборки. Здесь возможны два принципиально отличных варианта.
1) Если обследованы выборки, различающиеся по качественным признакам (профессии, национальности, месту работы и т. п.), то с помощью критерия S мы сможем упорядочить выборки по количественно измеряемому признаку (креативности, фрустрационной толерантности, гибкости и т.п.).
2) Если обследованы выборки, различающиеся или специально сгруппированные по количественному признаку (возрасту, стажу работы, социометрическому статусу и др.), то, упорядочивая их теперь уже по другому количественному признаку, мы фактически устанавливаем меру связи между двумя количественными признаками. Например, мы можем показать с помощью критерия S, что при переходе от младшей возрастной группы к старшей фрустрационная толерантность возрастает, а гибкость, наоборот, снижается.
Меру связи между количественно измеренными переменными можно установить с помощью вычисления коэффициента ранговой корреляции или линейной корреляции (см. тему ниже). Однако критерий тенденций S имеет следующие преимущества перед коэффициентами корреляции:
а) критерий тенденций S более прост в подсчете;
б) он применим и в тех случаях, когда один из признаков варьирует в узком диапазоне, например, принимает всего 3 или 4 значения, в то время как при подсчете ранговой корреляции в этом случае мы получаем огрубленный результат, нуждающийся в поправке на одинаковые ранги.
Критерий S основан на способе расчета, близком к принципу критерия Q Розенбаума. Все выборки располагаются в порядке возрастания исследуемого признака, при этом выборку, в которой значения в общем ниже, мы помещаем слева, выборку, в которой значения выше, правее, и так далее в порядке возрастания значений. Таким образом, все выборки выстраиваются слева направо в порядке возрастания значений исследуемого признака.
При упорядочивании выборок мы можем опираться на средние значения в каждой выборке или даже на суммы всех значений в каждой выборке, потому что в каждой выборке должно быть одинаковое 1 количество значений. В противном случае критерий S неприменим j (подробнее об этом см. в разделе "Ограничения критерия S").
Для каждого индивидуального значения подсчитывается количество значений справа, превышающих его по величине. Если тенденция возрастания признака слева направо существенна, то большая часть значений справа должна быть выше. Критерий S позволяет определить, преобладают ли справа более высокие значения или нет. Статистика S отражает степень этого преобладания. Чем выше эмпирическое значение S, тем тенденция возрастания признака является более существенной.
Следовательно, если Sэмп равняется критическому значению или превышает его, нулевая гипотеза может быть отвергнута.
Ограничения критерия S
1. В каждой из сопоставляемых выборок должно быть одинаковое число наблюдений. Если число наблюдений неодинаково, то придется искусственно уравнивать выборки, утрачивая при этом часть полученных наблюдений.
Например, если в двух выборках по 7 наблюдений, а в третьей - 11, то 4 из них необходимо отсеять. Для этого карточки с индивидуальными значениями переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются, а затем из них случайным образом извлекается 7 карточек. Оставшиеся 4 карточки с индивидуальными значениями не включаются в дальнейшее рассмотрение и в подсчет критерия S. Ясно, что при таком подходе часть информации утрачивается, и общая картина может быть искажена.
Если исследователь хочет избежать этого, ему следует воспользоваться критерием Н, позволяющим выявить различия между тремя и более выборками без указания на направление этих различий.
2. Нижний порог: не менее 3 выборок и не менее 2 наблюдений в каждой выборке. Верхний порог в существующих таблицах: не более 6 выборок и не более 10 наблюдений в каждой выборке (см. Табл.). При большем количестве выборок или наблюдений в них придется пользоваться критерием Н Крускала-Уоллиса.
- Тема 1. Лекция
- Тема 2. Лекция
- Тема 3. Лекция
- Тема 4. Лекция
- Тема 5. Лекция
- Тема 6. Лекция
- Непараметрический критерий q Розенбаума
- Алгоритм Подсчет критерия q Розенбаума
- Алгоритм Подсчет критерия u Манна-Уитни.
- Критерий Стьюдента
- Алгоритм Расчет критерия φ*
- Алгоритм Подсчет критерия н Крускала-Уоллиса
- Алгоритм Подсчет критерия s Джонкира
- Тема 7. Лекция
- Алгоритм Расчет критерия знаков g
- Алгоритм Подсчет критерия т Вилкоксона
- Критерий χ2r Фридмана
- Алгоритм Подсчет критерия χ2r Фридмана
- Алгоритм Подсчет критерия тенденций l Пейджа
- Тема 8. Лекция
- Тема 9. Лекция