Тема 6. Лекция
Предположим, что мы имеем две независимые друг от друга выборки испытуемых х и у. Независимыми выборки считаются тогда, когда один и тот же субъект (испытуемый) фигурирует только в одной выборке. Задача состоит в том, чтобы сравнить между собой эти выборки (два ряда переменных) на предмет их различий. Естественно, что как бы ни были близки между собой значения переменных в первой и второй выборке, какие-то, пусть даже незначительные, различия между ними будут обнаруживаться. С точки же зрения математической статистики нас интересует вопрос, являются ли различия между этими выборками статистически достоверными (статистически значимыми) или недостоверными (случайными).
Наиболее распространенными критериями достоверности различий между выборками являются параметрические меры различий – критерий Стьюдента и критерий Фишера. В ряде случаев используются непараметрические критерии – критерий Q Розенбаума, U-критерий Манна- Уитни и др. Особое место занимает угловое преобразование Фишера φ*, позволяющие сравнивать друг с другом значения, выраженные в процентах (процентных долях). И, наконец, как частный случай, для сравнения выборок могут быть использованы критерии, характеризующие форму распределений выборок – критерий χ2 Пирсона и критерий λ Колмогорова – Смирнова.
В целях наилучшего усвоения данной темы мы поступим следующим образом. Одну и ту же задачу мы решим четырьмя методами с использованием четырех различных критериев – Розенбаума, Манна-Уитни, Стьюдента и Фишера.
Условие задачи
30 студентов (14 юношей и 16 девушек) во время экзаменационной сессии протестированы по тесту Спилбергера на уровень реактивной тревожности. Получены следующие результаты (табл. 7.1):
Таблица 7.1
Испытуемые | Уровень реактивной тревожности | |||||||||||||||
Юноши | 32 | 34 | 28 | 43 | 35 | 26 | 41 | 32 | 40 | 39 | 42 | 38 | 44 | 33 |
|
|
Девушки | 34 | 30 | 37 | 43 | 42 | 44 | 46 | 36 | 45 | 28 | 34 | 41 | 40 | 35 | 42 | 39 |
Задание
Определить, являются ли статистически достоверными различия уровня реактивной тревожности у юношей и девушек.
Задача представляется вполне типичной для психолога, специализирующегося в области педагогической психологии: кто более остро переживает экзаменационный стресс – юноши или девушки? Если различия между выборками статистически достоверны, то существуют значимые половые различия в данном аспекте; если различия случайны (статистически недостоверны), от данного предположения следует отказаться.
- Тема 1. Лекция
- Тема 2. Лекция
- Тема 3. Лекция
- Тема 4. Лекция
- Тема 5. Лекция
- Тема 6. Лекция
- Непараметрический критерий q Розенбаума
- Алгоритм Подсчет критерия q Розенбаума
- Алгоритм Подсчет критерия u Манна-Уитни.
- Критерий Стьюдента
- Алгоритм Расчет критерия φ*
- Алгоритм Подсчет критерия н Крускала-Уоллиса
- Алгоритм Подсчет критерия s Джонкира
- Тема 7. Лекция
- Алгоритм Расчет критерия знаков g
- Алгоритм Подсчет критерия т Вилкоксона
- Критерий χ2r Фридмана
- Алгоритм Подсчет критерия χ2r Фридмана
- Алгоритм Подсчет критерия тенденций l Пейджа
- Тема 8. Лекция
- Тема 9. Лекция