Тема 7. Лекция
В различных областях психологии часто приходится иметь дело с влиянием на исследуемый признак тех или иных факторов. Понятие фактора в данном случае трактуется чрезвычайно широко: по сути, это любое воздействие, которое может изменять величину исследуемого признака. Так, в клинической практике это может быть действие психотропных препаратов или психотерапевтического воздействия. В педагогической психологии в качестве факторов могут выступать те или иные учебно-воспитательные методики. При исследовании какого-либо психологического признака в разных возрастных группах в качестве фактора может рассматриваться возраст испытуемых и т. д. При влиянии определенных факторов или их совокупности величина исследуемого признака может меняться в ту или иную сторону. Задача состоит в том, чтобы на основании изменения исследуемого признака определить статистическую достоверность (значимость) влияния данного фактора. Для анализа достоверности влияния того или иного фактора, а также для сравнения между собой силы влияния разных факторов используются как параметрические (дисперсионный анализ), так и непараметрические меры влияния (критерий знаков, критерий Т Вилкоксона и др.).
Непараметрические меры влияния
Критерий знаков (G)
Критерий знаков используется в тех случаях, когда измерение психологического признака проводится на одной и той же группе (выборке) испытуемых до и после однократного воздействия интересующего нас фактора. Критерий знаков весьма прост для вычисления и предусматривает лишь установление знака различий между парами сравниваемых величин исследуемого признака до и после влияния. Суммируя число положительных и отрицательных сдвигов, находится их соотношение и сравнивается с табличным (критическим). Влияние фактора считается статистически достоверным, если расхождения значений превышают табличное значение. Если в экспериментальных данных имеются нулевые сдвиги (т. е. исследуемый признак не изменяется под воздействием фактора), то такие результаты исключаются из рассмотрения, а количество наблюдений n уменьшается на число нулевых сдвигов.
- Тема 1. Лекция
- Тема 2. Лекция
- Тема 3. Лекция
- Тема 4. Лекция
- Тема 5. Лекция
- Тема 6. Лекция
- Непараметрический критерий q Розенбаума
- Алгоритм Подсчет критерия q Розенбаума
- Алгоритм Подсчет критерия u Манна-Уитни.
- Критерий Стьюдента
- Алгоритм Расчет критерия φ*
- Алгоритм Подсчет критерия н Крускала-Уоллиса
- Алгоритм Подсчет критерия s Джонкира
- Тема 7. Лекция
- Алгоритм Расчет критерия знаков g
- Алгоритм Подсчет критерия т Вилкоксона
- Критерий χ2r Фридмана
- Алгоритм Подсчет критерия χ2r Фридмана
- Алгоритм Подсчет критерия тенденций l Пейджа
- Тема 8. Лекция
- Тема 9. Лекция