Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
Роль наблюдения в развитии психологии. Специфика метода наблюдения. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Виды наблюдения. Формализованное и неформализованное наблюдение. Интроспекция как метод исследования внутреннего мира. Интроспекция и самонаблюдение (В.Вундт, С.Л.Рубинштейн, Ю.Б.Гиппенрейтер). Схема проведения наблюдения. Требования к процедуре наблюдения. Карта наблюдения. Проблемы использования наблюдения и исследовательские возможности метода. Наблюдательность, индивидуальные особенности (Л.А.Регуш). Пути повышения точности и надежности наблюдения.
Литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1996. – Лекция 3.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2004. – с.40-44. Раздел про наблюдение.
Иванова И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. – М., 1969.
Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. –СПб.: Речь, 2002. – с.5-37.
Петровская Л.А. Наблюдение как метод конкретного социального исследования. – М., 1972.
Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001
Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. – 1988. - №7.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. –С.38-50.
Семенов В.Е., Никифоров А.Т. Метод наблюдения в прикладных социально-психологических исследованиях // Социальная психология и общественная практика. – М.: Наука. – С.178-189.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1994. – Диалог 5.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен