logo search
Дьячук А

Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.

Роль наблюдения в развитии психологии. Специфика метода наблюдения. Основные положения, на основе которых возможно применение данного метода в психологии. Виды наблюдения. Формализованное и неформализованное наблюдение. Интроспекция как метод исследования внутреннего мира. Интроспекция и самонаблюдение (В.Вундт, С.Л.Рубинштейн, Ю.Б.Гиппенрейтер). Схема проведения наблюдения. Требования к процедуре наблюдения. Карта наблюдения. Проблемы использования наблюдения и исследовательские возможности метода. Наблюдательность, индивидуальные особенности (Л.А.Регуш). Пути повышения точности и надежности наблюдения.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1996. – Лекция 3.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2004. – с.40-44. Раздел про наблюдение.

  3. Иванова И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. – М., 1969.

  4. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. –СПб.: Речь, 2002. – с.5-37.

  5. Петровская Л.А. Наблюдение как метод конкретного социального исследования. – М., 1972.

  6. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001

  7. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. – 1988. - №7.

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. –С.38-50.

  9. Семенов В.Е., Никифоров А.Т. Метод наблюдения в прикладных социально-психологических исследованиях // Социальная психология и общественная практика. – М.: Наука. – С.178-189.

  10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1994. – Диалог 5.