Перечень вопросов, выносимых на экзамен
Методология как система способов и принципов организации исследования.
Психолого-педагогическое исследование: понятие и типы решаемых задач.
Характеристика исследования. Виды исследования.
Эмпирическое и теоретическое исследование.
Организация исследования. Основные компоненты исследования.
Основные этапы исследования.
Методологический подход, его значение в исследовании.
Основные методологические подходы. Характеристики подходов.
Подход и принципы.
Взаимосвязь подходов в психолого-педагогическом исследовании.
Взаимосвязь методологических подходов и теоретического обоснования психолого-педагогического исследования.
Проблема единства теоретической основы и методов исследования.
Взаимосвязь предмета и метода.
Проблема как основание исследования, проблемная ситуация, постановка проблемы.
Актуальность, проблема и цель психолого-педагогического исследования.
Взаимосвязь проблемы, цели, объекта и предмета психолого-педагогического исследования.
Задачи исследования, требования к их постановке.
Соотношение методологии, методов и методик.
Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования.
Классификация методов психолого-педагогического исследования. Критерии классификации.
Основания применения основных методов психолого-педагогического исследования в изучении психологических проблем.
Наблюдение, его исследовательские возможности.
Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.
Эксперимент и его виды. Его исследовательские возможности.
Требования к процедуре тестирования.
Опрос как метод получения психологической информации.
Специфика вербально-коммуникативных методов.
Проблемы использования и исследовательские возможности проективного метода.
Значение методов математической обработки в психолого-педагогических исследованиях.
Методы оценки результатов деятельности.
Психосемантический метод в психолого-педагогическом исследовании.
Экспертные оценки как метод получения информации.
Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
Апробация и способы внедрения результатов исследования в педагогическую практику.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен