Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
Подход как основа изучения проблемы. Подход как средство определения того, что и как делать в исследовании предмета. Единство предмета и метода как основа научного подхода. Принципы как выражение, конкретизация подхода. Принцип – установки, организующие направление и характер исследования. Основные подходы психолого-педагогического исследования: системный, деятельностный, типологический. Принципы подходов. Закономерности подхода как устойчивые связи и отношения моделируемого предмета.
Системный подход: основные положения, принципы, закономерности (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий). Развитие принципа системности в психологии. Формы принципа системности: системно-структурная, структурно-уровневая, системно-функциональное, системно-генетическая и др. (В.А.Барабанщиков). Системный подход как методологическое средство изучения психики как дифференцированного целого, выявление многообразия связей и интегральных зависимостей и взаимодействий, создание широкой многомерной картины психических явлений. Проблемы применения системного подхода.
Деятельность как объяснительный принцип развития явлений, источник происхождения многообразных продуктов психического, механизмов явления и их генезиса (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.И.Слободчиков и др.). Аспекты рассмотрения понятия «деятельность» (Э.Г.Юдин). Проблемы деятельностного подхода в психологии (В.П.Зинченко, В.И.Слободчиков и др.).
Типологический подход как изучение общих закономерностей функционирования психики в различных ситуациях жизнедеятельности личности. Понятие «тип». Основания выделения типов изучаемого предмета. Особенности построения типологии и классификаций: открытые и закрытые типологии, особенности организации исследования (К.А.Абульханова, И.П.Павлов, Г.Олпорт, К.Юнг и др.). Функции типологии в проведении исследования. Способы типологизации. Типология как исследовательская стратегия (К.А.Абульханова, В.И.Ковалев, В.Ф.Серенкова и др.).
Литература
Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал. – 1980. - №4. – С.11-28.
Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. – 1983. – Т.4. - №1. – С.14-29.
Анохин П.К. Функциональная система // Нейропсихология. Тексты. / Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1984.
Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и функционированию личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.
Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
Барабанщиков В.А. Б.Ф.Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. – 2002. - №4. - С. 27-38.
Бернштейн Н.А. Физиологии движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 392 с.
Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. В 6 тт. – Т.1. – с.109-131.
Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр ун-та, 1984. - Глава1.
Геодакян В.А Организация систем - живых и неживых // Системные исследования. Ежегодник. – М.: Наука, 1970. – С.49-62.
Горбатенко А.С. Предмет психологии: системная концепция. - Р/н/Д, 1996.
Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 1990.
Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. – М.: МГУ, 1990.
Завершнева Е.Ю. Принцип неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологии заимствования // Вестник МГУ Серия 14. – Психология. – 2001. - №4, 2002. - №1.
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983
Кольцова В.А. Системный подход к разработке проблем истории отечественной психологии // Психологический журнал. – 2002. - №2. - С. 6-18.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 384 с.
Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. – 1994. - Т. 15. - №3. - С.3-17.
Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. – 1994. - Т. 15. - №3. - С.3-17.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. – 2001. - №3. - С.48-57.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1978.
Шадриков В.Д. Психология и способности человека. - М.: Логос, 1996. – 320с.
Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного подхода. – М.: Знание, 1963.
Энгельгардт В.А. Интегратизм – путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. – 1970. - №11. – С.103-115.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен