logo
Дьячук А

Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.

Понятие методологии. Общие представления о методологии науки. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический (Э.Г.Юдин, В.Н.Дружинин). Методология как система принципов и способов организации исследования. Значение методологии в исследовании. Функции методологии: обобщение научных знаний и выявление общих принципов научного исследования, обеспечение правильной постановки содержательно и формально проблемы, определение средств, необходимых для решения поставленных задач и проблем, оптимизация организации исследования, раскрытие значения результатов исследования. Методология как учение о методе. Понятие метода как способа построения и обоснования познания (Б.Г.Ананьев, О.С.Анисимов, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, В.М.Розин и др.). Методология и психология (В.Дильтей, К.Левин, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий, А.В.Юревич).

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.

  2. Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. В 6 тт. – Т.1. – С.109-131.

  3. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. - СПб., 1991.

  4. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. - Милан – Новосибирск, 1997. – 57 с.

  5. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983.

  6. Розин В.М. Психология: теория и практика. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

  7. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1999. – 444 с.

  8. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. – 1997. – № 1-2. – С.109-120.