Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
Понятие методологии. Общие представления о методологии науки. Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический (Э.Г.Юдин, В.Н.Дружинин). Методология как система принципов и способов организации исследования. Значение методологии в исследовании. Функции методологии: обобщение научных знаний и выявление общих принципов научного исследования, обеспечение правильной постановки содержательно и формально проблемы, определение средств, необходимых для решения поставленных задач и проблем, оптимизация организации исследования, раскрытие значения результатов исследования. Методология как учение о методе. Понятие метода как способа построения и обоснования познания (Б.Г.Ананьев, О.С.Анисимов, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, В.М.Розин и др.). Методология и психология (В.Дильтей, К.Левин, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий, А.В.Юревич).
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.
Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. В 6 тт. – Т.1. – С.109-131.
Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. - СПб., 1991.
Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. - Милан – Новосибирск, 1997. – 57 с.
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.:МГУ, 1983.
Розин В.М. Психология: теория и практика. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1999. – 444 с.
Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. – 1997. – № 1-2. – С.109-120.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен