Пояснительная записка
Профессиональная деятельность педагога-психолога, связанная с изучением психической реальности, предъявляет повышенные требования не только к его профессиональным качествам, но и к уровням владения методологической культурой. Хорошего специалиста характеризует не просто умелое использование имеющегося в практике инструментария, а, в большей степени, владение способами выстраивания, разработки собственных инструментов исследования, измерения признака, умением организовывать процедуру его измерения адекватно предмету.
Настоящий курс носит общеобразовательный характер. Его задача - не только первоначальное введение студентов в широкую область организации и проектирования исследования, но и помощь в овладении культурой и способами методологически адекватной организации деятельности, необходимой в самых разных областях психологической практики.
Курс разделен на два блока: Методология исследования, основные подходы. Методы психолого-педагогического исследования. В первом блоке представлены лишь некоторые подходы изучения психических явлений и образований. Выбор рассмотренных подходов определен их значимостью в развитии отечественной психологии. Однако это не ограничивает студента в изучении и других подходов.
Во втором блоке рассмотрены основные методы, применяемые в психолого-педагогических исследованиях. Методы рассматриваются через взаимосвязь с методологическими принципами и в единстве с теоретической базой исследования.
При освоении курса необходимо учитывать его преемственные связи с общеобразовательными курсами «Общая психология», «Введение в возрастную психологию».
Итоговой формой контроля является экзамен.
Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – становление научного мышления студентов, их методологической культуры, подготовка их к решению исследовательских проблем, проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности, формирование понимания структуры и организации исследования.
Задачи дисциплины – овладение понятийным аппаратом методологического знания, расширение представлений об особенностях и видах психолого-педагогического исследования, приобретение опыта анализа исследовательской деятельности, инструментарием выбора и адекватного использования методов, усвоение основ организации и проектирования психолого-педагогического исследования.
Требования к уровню освоения содержания:
Студент, изучивший данную дисциплину, должен
Знать:
Методологию психолого-педагогического исследования;
Основные принципы и положения организации психолого-педагогического исследования;
Логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;
Положения и принципы основных методологических подходов;
Методы получения психологической информации, способы ее обобщения и интерпретации;
Технологию проведения методов психолого-педагогического исследования.
Уметь:
Применять принципы построения и организации исследования при анализе психолого-педагогических исследований и разработки собственных;
Методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу психолого-педагогического исследования;
Технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного психолого-педагогического исследования;
Владеть навыком использования психологических методов в проведении исследований;
Производить сбор, обработку и анализ психологической информации.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен