logo
Дьячук А

Пояснительная записка

Профессиональная деятельность педагога-психолога, связанная с изучением психической реальности, предъявляет повышенные требования не только к его профессиональным качествам, но и к уровням владения методологической культурой. Хорошего специалиста характеризует не просто умелое использование имеющегося в практике инструментария, а, в большей степени, владение способами выстраивания, разработки собственных инструментов исследования, измерения признака, умением организовывать процедуру его измерения адекватно предмету.

Настоящий курс носит общеобразовательный характер. Его задача - не только первоначальное введение студентов в широкую область организации и проектирования исследования, но и помощь в овладении культурой и способами методологически адекватной организации деятельности, необходимой в самых разных областях психологической практики.

Курс разделен на два блока: Методология исследования, основные подходы. Методы психолого-педагогического исследования. В первом блоке представлены лишь некоторые подходы изучения психических явлений и образований. Выбор рассмотренных подходов определен их значимостью в развитии отечественной психологии. Однако это не ограничивает студента в изучении и других подходов.

Во втором блоке рассмотрены основные методы, применяемые в психолого-педагогических исследованиях. Методы рассматриваются через взаимосвязь с методологическими принципами и в единстве с теоретической базой исследования.

При освоении курса необходимо учитывать его преемственные связи с общеобразовательными курсами «Общая психология», «Введение в возрастную психологию».

Итоговой формой контроля является экзамен.

Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – становление научного мышления студентов, их методологической культуры, подготовка их к решению исследовательских проблем, проектированию и осуществлению научно-исследовательской деятельности, формирование понимания структуры и организации исследования.

Задачи дисциплины – овладение понятийным аппаратом методологического знания, расширение представлений об особенностях и видах психолого-педагогического исследования, приобретение опыта анализа исследовательской деятельности, инструментарием выбора и адекватного использования методов, усвоение основ организации и проектирования психолого-педагогического исследования.

Требования к уровню освоения содержания:

Студент, изучивший данную дисциплину, должен

Знать:

Методологию психолого-педагогического исследования;

Основные принципы и положения организации психолого-педагогического исследования;

Логику проектирования и организации психолого-педагогического исследования;

Положения и принципы основных методологических подходов;

Методы получения психологической информации, способы ее обобщения и интерпретации;

Технологию проведения методов психолого-педагогического исследования.

Уметь:

Применять принципы построения и организации исследования при анализе психолого-педагогических исследований и разработки собственных;

Методологически грамотно выделять проблему, тему, цель, объект, предмет, задачи, гипотезу психолого-педагогического исследования;

Технологически корректно подбирать адекватный комплекс методов для осуществления прикладного психолого-педагогического исследования;

Владеть навыком использования психологических методов в проведении исследований;

Производить сбор, обработку и анализ психологической информации.