Контрольные задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Методологический анализ психолого-педагогического исследования.
Данный анализ проводится на примере исследований, описанных в научных психологических журналах, например, «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» и др. Исследования могут быть взяты не только из журналов, но и из других источников, в которых описано конкретное исследование. Выбор исследования студент производит самостоятельно, основное требование – описание экспериментального исследования.
На примере трех описанных исследований, выбираемых студентами самостоятельно, проанализировать технологию его организации. Выделить проблему, объект и предмет исследования, определить цель и задачи исследования. Определить основания поставленной гипотезы исследования, структуры построения. На каких подходах базируется исследование. Выделить основные принципы исследования. Описать организацию экспериментальной процедуры, определить используемые методы в исследовании. Ответить на вопрос: почему были применены данные методы исследования, можно ли для решения поставленной проблемы использовать другие методы. Оценить выдержано ли единство предмета и метода, взаимосвязь методологии и методов исследования.
Задание 2. Сравнение и анализ методов психолого-педагогического исследования.
Целью данного задания является понимание единства теории и практической организации исследования, метода как продолжения теории. Направлено на выделение основного способа деятельности исследователя, заложенного внутри метода.
Метод | История применения данного метода в психологии | Основное теоретическое положение метода | Способ получения информации | В каких исследовательских ситуациях можно применять данный метод | Трудности применения данного метода |
|
|
|
|
|
|
Пояснение к критериям анализа, представленным в таблице.
В графе «История применения метода в психологии» необходимо отразить, когда и в каком направлении психологии начинает активно использоваться анализируемый метод, а также какие направления используют данный метод. Использование определенного метода исследования определяется природой понимания психического, определенной парадигмой понимания человека и психики. Выделение времени и направления, которое начинает применять данный метод позволит выявить основные методологические принципы направления, а также смену идеалов психологии как науки, парадигм (Т.Кун), исследовательской стратегии в изучении психики.
Второй критерий «Основное теоретическое положение метода» тесно связан с первым и направлен на выделение принципов организации сбора информации, методологических положений, позволяющих применять метод для анализа психологической реальности в рамках определенного направления.
Исследовательский метод представляет собой форму организации определенного способа познания и представляет собой систему операций с психологическими объектами, деятельность определенного типа. Необходимо отразить в графе «Способ получения информации» как организована деятельность исследователя при изучении предмета, характеризующая данный метод.
Графа «В каких исследовательских ситуациях можно применять данный метод» предполагает выделение типов исследовательских задач, изучение которых возможно с использованием данного метода, особенностей изучаемого предмета. Тем самым предполагается выделение предметного уровня метода (В.А.Мазилов), определение того, что именно будет изучаться данным методом.
В колонке «Трудности применения данного метода» необходимо отразить проблемы метода, исходя из способа получения информации и ситуаций, для которых он применяется, требования к применению данного метода, сложности его использования и с чем они связаны.
Данное задание может быть рекомендовано в качестве ориентира при освоении содержания второго раздела курса.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен