Тема 9. Психосемантический метод.
Психосемантический метод как реконструкция и изучение генезиса, строения и функционирования индивидуальной системы значений, определяющей восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Теоретические основания метода: семантические пространства (Ч.Осгуд), теория личностных конструктов (Дж.Келли), психосемантика (В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев, Е.Ю.Артемьева и др.). Основные положения, на основе которых возможно применение данной группы методов в психологии. Отличие данного метода от метода тестов и вербально-коммуникативных. Проблемы использования и исследовательские возможности метода.
Литература:
Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С.157-167.
Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. – 1996. - №2(3). – С.12-17.
Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. – 1984. - №3. – С.150-157.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. (В том числе и предисловие Ю.М.Забродин «Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик»)
Леонтьев Д.А. Непонятый классик // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. - №6. – С.111-117.
Учебники и учебные пособия
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1999. – 444 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.
Дополнительная литература:
Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. – М.: МПСИ – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.
Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и функционированию личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.
Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. – М.: МПСИ – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 464 с.
Бернштейн Н.А. Физиологии движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 392 с.
Геодакян В.А Организация систем - живых и неживых // Системные исследования. Ежегодник. – М.: Наука, 1970. – С.49-62.
Горбатенко А.С. Предмет психологии: системная концепция. - Р/н/Д, 1996.
Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.
Евланов Л.Г., Куртузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М., 1978.
Завершнева Е.Ю. Принцип неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологии заимствования // Вестник МГУ Серия 14. – Психология. – 2001. - №4, 2002. - №1.
Котик М.А. Новый метод экспертной оценки отношения людей к волнующим их событиям // Вопросы психологии. – 1994. - №1.
Куликов Л.В. Психологическое исследование. – Спб.: Речь, 2001. – 184 с.
Основы общей психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С.105-197.
Психология индивидуальных различий: Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982.
Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. – М.: Наука, 1969. – 230с.
Семенов В.Е., Никифоров А.Т. Метод наблюдения в прикладных социально-психологических исследованиях // Социальная психология и общественная практика. – М.: Наука. – С.178-189.
Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. – 2001. - №3. - С.48-57.
Тарасова М.Е., Галицина Н.В. Метод экспертных оценок. – М., 1974.
Теплов Б.М. О методе психологического исследования // Избранные труды. - М.: Педагогика, 1985. - В 2 тт., Т.1.
Шадриков В.Д. Психология и способности человека. - М.: Логос, 1996. – 320с.
Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного подхода. – М.: Знание, 1963.
Юдин Б.Г. Вступительная статья к кн. М.Голдстейн, И.Ф.Голдстейн Как мы познаем. – М., 1978. – С.5-30.
- Пояснительная записка
- Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1. Методология исследования. Основные подходы.
- Тема 1. Методология исследования. Уровни методологии.
- Тема 2. Психолого-педагогическое исследование: определение, организация, этапы, виды.
- Тема 3. Основные компоненты исследования.
- Тема 4. Системный, деятельностный, типологический подходы. Основные положения, принципы, закономерности.
- Тема 5. Взаимосвязь подхода, метода, методики. Взаимосвязь предмета психологии и методов исследования. Единство теории и методов.
- Раздел 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- Тема 1. Характеристика методов исследования. Классификации методов исследования.
- Тема 2. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.
- Тема 3. Особенности эксперимента в психологии.
- Тема 4. Экспертные оценки.
- Тема 5. Метод тестирования в психологии.
- Тема 6. Проективный метод.
- Тема 7. Вербально-коммуникативные методы.
- Тема 8. Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
- Тема 9. Психосемантический метод.
- Контрольные задания для самостоятельной работы:
- Перечень вопросов, выносимых на экзамен