logo search
Ораторское искусство / ОраторскоеИскусство

Вопрос 34 Развитие отечественной риторики в "доломоносовский" период (краткий обзор).

Риторическое знание и риторика как форма обобщения действитель­ности словом для России начинались на основе усвоения опыта античной и западноевропейской традиции.

рики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия: русско­го и церковно-славянского языков. Систему взглядов на красноречие М.В. Ломоносов изложил в двух «Риториках» - краткой (1743) и «про­странной» (1748). Это были первые русские и общедоступные руковод­ства по красноречию. «Пространная» «Риторика» выдержала 9 изда­ний. Ломоносов не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культур, но всегда при этом стремился к утверж­дению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре.

Общность европейского культурного фонда восходила к древнейшему периоду истории: «Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчас­ти всемирно-историческая (хронофафическая), отчасти повествователь­ная литература была единой для всего православного юга и востока Европы» (Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы). Первым памятником, предшествовавшим первым русским ритори-кам, считается славянский перевод трактата византийского ученого Геор­гия Херобоска «Об образах», вошедший в «Изборник Святославов 1073 г ». Как уже было сказано выше, первые на Руси занятия риторикой сосре­доточивались в монастырях. Так, «Риторика» Макария (1617-1619 гг.) считается первым опытом обобщения русского красноречия. Однако о ее происхождении до сих пор ведутся среди ученых споры. Сейчас известны 34 списка этой риторики с 1620 . и до петровского времени. Риторические сочинения, написанные в Киево-Могилянской академии и в Чернигове, сохранились на латинском и польском языках. Таков «Компедиум по риторике» Слуцкого (1629-1631 гг.). В1659 г. было напи­сано первое печатное руководство по гомилетике ректором Киево-Мо­гилянской академии И. Галятовским. Судьба риторики в последней трети XVII - начала XVIII вв. была связа­на с именами А.Х. Белобоцкого, Н. Спафария, С. Лихуда, С. Яворского. Однако подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоно-совский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях: «По­этика» (1705) и «Риторика» (1706). Хотя это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, по существу оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Проко­пович расширил круг традиционных жанров - «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт.