Деловая речь
Деловая речь преобладает в деятельности государственных служащих министерств, муниципалитетов и департаментов.
Эти категории людей тяготеют к информационным аспектам речи, теории и практике речевой коммуникации, на первый план выдвигаются следующие тезисы:
1) интересы дела, логика, юридическая образованность, корректность, полное отсутствие сантиментов;
2) слушающий, партнер в деловых отношениях — это объект речи (устной, письменной), от которого зависит успех дела, и он должен ощущать удовлетворение;
3) говорящий как инициатор общения должен держать нить разговора в своих руках, не уступать ее партнеру;
4) если слушающих несколько, говорящий должен знать позиции каждого и свою речь направлять не только всем, но и каждому;
5) говорящий не должен забывать, что в паре «говорящий — слушающий» он находится в невыгодном положении, «самораскрываясь» перед слушающим. Говорящий вынужден идти на риск в своем «самораскрытии», а слушающий имеет возможность взвесить свое дальнейшее поведение;
6) в то же время слушающий, анализируя речь говорящего, должен решить такие задачи: чему можно верить — чему нельзя; есть ли в речи говорящего второй план смысла, если есть — в чем он состоит; какие из предложенных условий ему выгодны или хотя бы приемлемы для него, как инициатор переговоров, т.е. говорящий, к нему относится.
Оба участника переговоров должны успеть четко выделить информацию в речи друг друга, оценить ее с точки зрения новизны, достоверности, перспектив использования, вероятной эффективности этого использования. Причем все перечисленные задачи должны быть решены в условиях острого дефицита времени и в сопровождении вежливых улыбок и этикетных речений.
Все это требует знания психологии человека, менеджмента, маркетинга, рекламы, теории управления, аналитических умений и прогнозирования. Обычно в деловом общении могут быть выделены следующие этапы: предварительный, прогностический, юридический, этап итогового взвешивания и, наконец, принятия решения, подписания акта (контракта, договора).
Язык служебной документации должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка. Основные особенности официально-делового стиля — это точность и языковой стандарт. Эти черты отражаются в оформлении деловых бумаг: характере композиции, расположении частей текста, выделении абзацев, рубрикации, шрифте и т.п.
Характеристики делового текста:
1) четкая целевая установка;
2) четкое определение предмета обсуждения;
3) указание участников делового контакта, даты, времени и места;
4) соблюдение юридических норм;
5) однозначность терминов и формулировок;
6) отказ от аллегорий, метафор, изобразительных средств, которые могут привести к неточному пониманию текстов, жесткое соблюдение норм литературного языка, официально-делового стиля.
- Виды красноречия. Типология
- Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. Проповедь как ораторская речь
- Разновидности судебной речи
- 5. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента. Развитие содержания монолога
- Деловая речь
- Судебные дискуссии
- 6,Структура ораторской речи. Части традиционного риторического построения.
- Открытая аудитория - в теории перевода - аудитория, отличающаяся наличием обратной связи и определенной организации.
- 8.Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории.
- Докоммуникативная фаза
- Вопрос 18 Характеристика риторических фигур: фигуры осмысления, выделения и диалогизма. Стилистические приемы усиления эмоциональности.
- Вопрос 19 Судебная речь и специфика юридического языка
- 29.Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.
- Вопрос 32 Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- 32.Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).
- Вопрос 33 Луций Аней Сенека как создатель нового ораторского стиля.
- Вопрос 34 Развитие отечественной риторики в "доломоносовский" период (краткий обзор).
- Вопрос 35 Вклад м.В. Ломоносова в развитие российской риторики. Основные положения «Краткого руководства к красноречию» м.В. Ломоносова.
- Вопрос 36 Развитие российской риторики в XIX веке. Российская университетская школа красноречия. Риторики м.М. Сперанского, и.С. Рижского, а.С. Никольского.
- Вопрос 37 История становления российского судебного красноречия. Публикации рубежа хiх – хх веков (краткий обзор).
- Вопрос 38 Значение творческого наследия а.Ф. Кони для развития русского судебного красноречия.
- Вопрос 39. Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 39 (второй вариант)Характерные черты судебных речей ф.Н. Плевако.
- Вопрос 40. Развитие юридической риторики в трудах а.Ф. Пороховщикова.
- 42 Риторика массовых коммуникаций, специфика ее проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.