logo
Ораторское искусство / ОраторскоеИскусство

Вопрос 33 Луций Аней Сенека как создатель нового ораторского стиля.

Литературное наследие Сенеки состоит из сочинений философско­го характера и поэтических произведений.

В периоды общего упадка гражданских идей в обществах, прошед­ших путь от демократии к единовластию, всегда наблюдается процесс примирения риторики и философии. Сенека в своих философских трактатах приходит к форме диатрибы - проповеди-спора, где новые и новые вопросы заставляют философа все время с разных сторон подходить к одному и тому же центральному тезису. Если трактаты Цицерона имели в основе линейную композицию развития тезиса -логику развития мысли, то в сочине­ниях Сенеки композиция как таковая отсутствует: все начала и концы выглядят обрубленными, аргументация держится не на связности, а на соположении доводов. Автор старается убедить читателя не последо­вательным развитием логики мысли, подводящей к центру проблемы, а короткими и частыми наскоками со всех сторон: логическую доказа­тельность заменяет эмоциональный эффект. По существу, это не раз­витие тезиса, а лишь повторение его снова и снова в разных формули­ровках, работа не философа, а ритора: именно в этом умении бесконечно повторять одно и то же положение в неистощимо новых и неожиданных формах и заключается виртуозное словесное мастерство Сенеки.

Тон диатрибы, проповеди-спора, определяет синтаксические осо­бенности «нового стиля» Сенеки: он пишет короткими фразами, все время сам себе задавая вопросы, сам себя перебивая вечным: «Так что же?». Его короткие логические удары не требуют учета и взвешивания всех сопутствующих обстоятельств, поэтому он не пользуется сложной сис­темой цицероновских периодов, а пишет сжатыми, однообразно пост­роенными, словно нагоняющими и подтверждающими друг друга пред­ложениями. Вереницы таких коротких, отрывистых фраз связываются между собой градациями, антитезами, повторами слов. «Песок без из­вести», - метко определил эту дробную рассыпчатость речи ненави­девший Сенеку император Калигула. Враги Сенеки упрекали его в том, что он использует слишком дешевые приемы в слишком безвкусном обилии: он отвечал, что ему как философу безразличны слова сами по себе и важны лишь как средство произвести нужное впечатление на душу слушателя, а для этой цели его приемы хороши. Точно так же не боится быть вульгарным Сенека и в языке: он широко пользуется раз­говорными словами и оборотами, создает неологизмы, а в торжествен­ных местах прибегает к поэтической лексике. Так из свободного слова­ря и нестрогого синтаксиса складывается тот язык, который принято называть «серебряной латынью», а из логики коротких ударов и эмоцио­нального эффекта -тот стиль, который в Риме называли «новым крас­норечием». Наиболее полно отразился новый стиль Сенеки в его сати­ре «Отыквление», явившейся ядовитой пародией на обычай обожествления императоров после их смерти. Клавдий после смерти превратился в тыкву, символ глупости в Риме, а не в бога -таков финал этой интереснейшей комедии Сенеки.