logo
Ораторское искусство / ОраторскоеИскусство

29.Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.

Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он значительно расширил область риторики, говоря, что «риторика- искусство, соответствующее диалектике, она носит характер всеобщности; риторикой пользуются на каждом шагу».

Учение о стиле

Стиль должен соответствовать случаю, придавать делу вид вероятного, побуждать сочувствие в слушателе. Специфика античного понимания стиля обнаруживается там, где Аристотель говорит о силе стиля, через который речь убеждает слушателя, а мысль становится доступной для понимания. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих презрение и негодование необходимо "говорить языком гневающимся, о вещах похвальных с восхищением, а о вещах, возбуждающих смирение и сострадание, - языком смиренным".

Риторическое построение

Традиционно риторическое построение включает пять последовательных частей или шагов: изобретение, расположение, элокуцию, память, действие.

Изобретение - создание высказывания на уровне замысла. Автор обнаруживает проблему, определяет предмет мысли, открывает идею высказывания, выдвигает предложение, находит нужные аргументы и разрабатывает содержание высказывания.

Расположение - создание высказывания на уровне композиции. Автор выделяет смысловые части высказывания, располагает их в последовательность и разрабатывает каждую из них как оправданную замыслом.

Элокуция (словесное выражение) - создание высказывания на уровне текста. Автор находит наилучшие языковые средства выражения замысла, отбирает, оценивает и согласует их, в результате чего произведение приобретает стилистическую цельность и завершенность.

Запоминание - часть риторического построения, свойственная в основном ораторской прозе. В античных риториках она была обязательной частью построения, так как оратор создавал публичную речь не только как элемент аргументации, но и как завершенное произведение слова, которое оценивалось аудиторией на слух.

Действие - правила произнесения речи перед аудиторией, приемы интонирования и постановка голоса, мимика, жест, сценическое движение.

Теория спора

Аристотель различал 4 разновидности дискуссии:

Учение о силлогизме

Силлогизм - умозаключение, составленное из 3 суждений так, что последнее (заключение) выводится из первых двух (посылок) как необходимое следствие.

Силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Аристотель его последователи думали, что всякое дедуктивное умозаключение в строгой формулировке является силлогистическим.

Все люди смертны (большая посылка). Сократ - человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение).

Трактат «Риторика»

Аристотель разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Образ оратора

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору, - это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи.

Самым значительным оратором республиканского Рима был защит­ник плебеев Гай Гракх. Патетический стиль Гая Гракха был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись дек­ларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме долж­но было стремиться к пышности и изощренности.

Гай Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.) - полководец и один из основа­телей Римской империи. . Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа. Историки Саллюстий, Плутарх, Светоний с нескрывае­мым удовольствием рассказывают об участии Цезаря в сенатском за­седании по делу заговора Катилины, когда он смог убедить сенат в том, что убивать без суда людей несправедливо. Все, выступавшие после него, присоединились к его мнению. Еще один случай стал свидетель­ством мастерства Цезаря - публичного оратора. Лишь силой своей речи он сам бесстрашно подавил и привел к полному подчинению восстав­шие в Капуе легионы. Цезарь никогда не пользовался речью ради «искусства для искусства». Для него талант оратора был необходимой составляющей для достиже­ния вполне конкретных политических целей. Поэтому красноречие Це­заря было лишено поэтических красот и ученых изысков, оно преис­полнено живостью, естественностью и энергией.

30.Развитие судебного красноречия в Древнем Риме (краткий обзор). Ораторская практика Тиберия и Гая Гракхов как отражение общих тенденций в развитии римского красноречия. Общая характеристика ораторского наследия Гая Юлия Цезаря.

Развитию судебного красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства. Ораторское искусство приравнивалось к искусству полководца. Риторика и эстетика рассматривались как единое целое. В Древнем Риме сформировалась целая плеяда известнейших ораторов и среди них Катон старший, Тиберий и Гай Гракхи, Марк Туллий Цицерон, Корнелий Тацит, марк Фабий Квинтиллиан.

Реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы увлекали народные массы даром слова, пользуясь в своих выступлениях и некоторыми театральными приемами. В целом, среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Именно политическое красноречие наиболее интенсивно развивается в Риме, причем установка на политическую действенность определила характерные особенности раннего римского ораторского искусства – лаконичность, афористичность и остроумие.

Однако достаточно быстро в римском красноречии возникает тенденция к пышному азианскому стилю. Как результат – появляются первые риторические школы, которые поначалу осваивают уроки греческого красноречия и пытаются создать собственные учебники риторики на латинском языке. Как и в Греции, в Риме обозначилось противостояние между азианством (ставит целью занимательность изложения, изобилует метафорами, сравнениями, контрастами) и аттицизмом (направлен на точность и ясность выражения). В борьбе этих тенденций развивается история собственно римского красноречия и риторики.

Новый этап в развитии риторической теории и практического красноречия начинается после падения римской республики и утверждения империи в I в. н.э. Уходит в прошлое политическое красноречие, уступив место красноречию торжественному (эпидейктическому). Детальная разработка римского права, как частного, так и государственного, сделала излишним красноречие судебное. Становится популярным так называемое «новое красноречие», характерными чертами которого были короткие, рубленые фразы, игра парадоксами, антитезами, увлечение сентенциями, т.е. погоня за внешними эффектами. Получают распространение риторические школы, в которых основным видом занятий стали декламации – речи на вымышленные темы.

Основное в литературном наследии Цезаря - "Записки о Галльской войне". Для успокоения общественного мнения Цезарь, прикрываясь кажущимся объективизмом, по существу пишет как бы апологию своих завоеваний в Галлии, показывая их необходимость для защиты интересов римского народа. Он выставляет себя гуманным, демократическим вождем, опытным полководцем, милостивым даже к врагам. Из других дошедших до нас его произведений выделяются незаконченные "Записки о гражданской войне" (события 49-44 гг. до н. э.), написанные тоже с апологической целью - для продления себе власти проконсула. Этот литературный жанр не был новостью: его корни уходят в глубь эллинистической эпохи, но у Цезаря его "Записки" отличаются сюжетной законченностью и отделкой формы. Язык Цезаря диаметрально противоположен цветистому языку Цицерона; он прост и точен; Цезарь сознательно избегает эффектов.

Вопрос 31 Марк Туллий Цицерон как судебный оратор: теория доказательства (аргументы и амплификации), теория композиции речи. Трактаты об ораторском искусстве Марка Туллия Цицерона. Образ оратора в трактате Цицерона «Об ораторе».

Цицерон происходил из «всаднического» сословия города Арпина. Цицерон не придерживался определенной фило­софской системы, но во многих своих произведениях излагал взгляды, близкие к стоицизму. В трактате «О государстве» он говорит о высоких нравственных принципах, которыми должен обладать государственный деятель. Свой протест против тирании Цицерон выражает в ряде произ­ведений: «О дружбе», «Об обязанностях», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Но определенной политической платформы он не имел.

Первая дошедшая до нас речь (81 г. до н.э.) «В защиту Квинкция» принесла Цицерону успех. В последующих речах он выступил против насилий сулланского режима и добился популярности в народе. В речах против Катилины приписывает своему противнику всевозможные пороки и са­мые гнусные цели. По приказу Цицерона вожди восстания Катилины были казнены без суда. Написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называют­ся «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит.

Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой -Аристотеля с Исократом, посколь­ку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным це­лям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подку­пать их деньгами. В целом книга «Об ораторе» говорила об образовании оратора ис­тинного, идеального и совершенного.

«Брут» - книга об истории римского красноречия.

«Оратор» - завершение картины риторической системы Цицерона. Здесь он рассуждал о трех стилях красноречия, об уместности, ритме, словесном выражении и других аспектах риторики.

31.Марк Туллий Цицерон как судебный оратор: теория доказательства (аргументы и амплификации), теория композиции речи. Трактаты об ораторском искусстве Марка Туллия Цицерона. Образ оратора в трактате Цицерона «Об ораторе».

Амплификация - использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений.

Деятельность Марка Туллия Цицерона является вершиной развития ораторского искусства Рима.

Теоретическим проблемам риторики посвящены три трактата Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Риторическая трилогия Цицерона носит полемический характер: она направлена против характерной для эпохи эллинизма школьной риторики; критика беспредметного красноречия, оторванного от политической борьбы и сосредоточенного на эстетическом наслаждении, ведется автором сразу с двух сторон – с позиций греческой философии и римской политики.

В первом трактате, написанном в форме беседы между крупными ораторами, предшественниками Цицерона, обсуждается проблема связи красноречия с политикой и философией. Формулируя идеал политического оратора, Цицерон настаивает на необходимости разностороннего образования, опыта и политической благонадежности как нравственного основания ораторского мастерства. Оратор, объединяя в себе философа и политика, своим искусством должен служить благим целям и потому должен обладать разносторонними знаниями. Красноречие, согласно Цицерону, – вершина словесного искусства, оно выше поэзии, поскольку красноречие служит истине, а поэзия – наслаждению. Идеальный образ политического оратора подкрепляется в трактате сведениями о технологии ораторского мастерства, содержащимися в основных разделах риторики – нахождении, расположении, словесном оформлении, памяти и произнесении. Поэтому образование оратора должно включать как позитивное (сведения разных наук), так и собственно риторическое знание. Проблемы стиля и ритма Цицерон рассматривает в трактате «Оратор».

В трактате «Брут» Цицерон обобщает историю римского красноречия, краткий обзор которого включает имена более 200 ораторов, и излагает свою биографию.

Цицерон полагал, что красноречивый человек преследует своей речью три цели: отстоять свою точку зрения, доставить слушателям удовольствие и заставить слушателей присоединиться к своей позиции. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: простота аттицизма для доказательства; средний стиль, гладкий, закругленный, но не слишком искусственный очарует аудиторию, а пышный стиль азианства склонит ее на сторону говорящего.

Речь защитника, по цицерону, распадается на три основные части: 1. повествование (narratio); 2. истолкование фактов, подкрепленное доказательствами (probatio); 3. опровержение доводов обвинителя (refutatio).