logo
Ораторское искусство / ОраторскоеИскусство

Виды красноречия. Типология

В России XVII— XVIII вв. авторы риторик выде­ляли пять основных типов красноречия.

1. Социально-политическое красноречие—док­лад на социально-политические и политико-эконо­мические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, араторская речь, политическое обозрение.

2. Академическое (научное) и лекционное красноречие — лекция, научный доклад или об­зор, научное сообщение или информация.

3. Судебное красноречие — прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, самозащитительная речь обвиняемого.

4. Социально-бытовое красноречие — юбилейная, застольная или поминальная речь, «светская болтовня» как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик.

5. Богословско-церковное (духовное)красноречие — проповедь, речь на соборе.

Некоторые специалисты выделяют еще дис-кутивно-полемическое (или диалогическое) красноречие — это спор, дискуссия, диспут, полемика, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, вечер вопросов и ответов.

Современное ораторское искусство многооб­разно, его можно подразделить на различные роды (разделы) и виды (жанры) в зависимости от конкретной сферы применения: еще Аристо­тель в своей «Риторике» подразделял речи на совещательные, судебные и эпидейктичсскис (торжественные).

Современные виды ораторской речи.

1. Социально-политическое красноречие—доклад на социально-политические и политико-эконо­мические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, агата горская речь, политическое обозрение.

2. Академическое (научное) и лекционное красноречие — лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация.

3. Судебное красноречие — прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, общественно-обвинительная или общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого.

4. Социально-бытовое красноречие — юбилейная, застольная или поминальная речь, «светская болтовня» как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик.

5. Богословско-церковное(духовное)красноречие — проповедь, речь на соборе.

6. Дипломатическое общение—дипломатичес­кий речевой этикете его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридических строгих документов, синхронный перевод.

7. Военное красноречие — боевой призыв, боевой приказ, устав, военные мемуары, радиосвязь.

8. Педагогическое общение — рассказ и объяснение учителя, эгоцентрическая речь ребенка, устные рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество, урок как сложный акт педагогического общения.

9. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная) — мысленная подготовка к устному и особенно письменному высказыванию, чтение про себя, воспоминания и размышления, внутрен­нее планирование и репетирование.

  1. Социально ориентированный диалог. Современная практика публичных дебатов.

Диалог — это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий — говорящий».

Существуют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, когда к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог— для ситуаций, когда знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.

Одно из основных условий диалогового общения — исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях. Это означает, что если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию, относящуюся к предмету диалога, а начнут обмени­аться общеизвестными истинами, то диалог не состоится.

Достаточная информативность диалога достигается также и за счет языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации.

Однако избыточная информативность так же вредна для речевой коммуникации, как и отсутствие информативности: сообщение, содержащее полное описание внешнего мира, противоречит нормальному общению, так как из него почти невозможно выделить значимую информацию. Поэтому умение дозировать информацию — показатель речевой культуры.

Низкая информативность может быть следствием нежелания партнера вступить в диалог.

Другим важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточным. Присутствие в этой ситуации партнера, который реально или потенциально может быть источником еще неизвестной информации, делает вероятным возникновение диалога.

Этим обусловлено и следующее условие диалога — детерминизм, т.е. соблюдение причинно-следственных связей: для наступления каких-либо событий должны иметься причины; кроме того, причины и следствия должны быть связаны между собой и не быть произвольными. Разрыв этих связей нарушает нормальное общение.

Следующим условием нормального общения вообще и диалогического в частности является требование общей памяти. Участники диалога должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом.

Еще одно условие диалога как специфической языковой формы общения — хотя бы небольшие общие языковые знания. Диалога не получится, если партнеры говорят на разных языках, если один из партнеров насыщает речь терминологией, заимствованной или иной лексикой, которой нет в лексическом запасе другого, и в ряде других случаев отсутствия общего языкового знания.

ВИДЫ ДИАЛОГОВ

Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, можно выделить следующие основные разновидности диалогической коммуникации: • бытовой разговор; • деловая беседа; • собеседование; • интервью; • переговоры.

Бытовой разговор характеризуется следующими особенностями:

• незапланированность;

• разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств;

• частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

• как правило, отсутствие целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения;

самопрезентация личности;

• разговорный стиль речи.

Деловая беседа представляет собой акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством вербальных (словесных) и невербальных (мимика, жесты, манера поведения) средств. Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

• быстрое реагирование на высказывания партнеров, способствующее достижению поставленной цели;

• критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;

• аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

• ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

• ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы. Основная цель — достижение договоренности, согласованности в сюжетах делового общения, реше­ние определенных профессиональных задач.

Деловой беседе присущи сознательная настройка на уровень собеседника, учет его полномочий и сферы ответственности, жизненного и профессионального опыта, особенностей его мышления и речи.

Существуют специальные коммуникативные при­емы, способствующие восприятию информации:

• постановка вопросов об условиях, причинах возникновения проблем, возможных последствиях и выводах в целях стимулирования мышления партнеров;

• дословное или смысловое повторение важных аспектов излагаемого материала;

• подведение общих или отдельных итогов в результате коллективного обсуждения соответствующей проблемы и др.

Некоторые факторы мешают нормальному ходу диалога: бестактное обрывание речи собеседника; игнорирование или высмеивание его аргументов; подтасовка фактов, голословные утверждения и т.д.

Способы освещения дебатов

В структуре общества различают следующие виды дебатов. Для их определения обратимся к словарю.

Предвыборные дебаты - в РФ - не являющиеся политической рекламой

- обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ;

- сообщения (в том числе касающиеся предвыборных программ других кандидатов) избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами.

В целях проведения предвыборной агитации предусматривается проведение публичных дебатов между кандидатами.

Публичные дебаты проводятся после вынесения Координационным Комитетом решения об утверждении окончательного списка кандидатов до начала голосования.

Форма проведения публичных дебатов – один на один, с участием части или всех кандидатов – определяется Координационным Комитетом и совместно с кандидатами.

Парламентские дебаты - форма деятельности парламента; обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты. Парламентские дебаты проводятся в порядке, установленным регламентом парламента.

Учебные дебаты - дебаты, которые проводятся обычно в рамках класса, группы какого-либо учебного заведения. Темой обсуждения может являться какое-либо литературное произведение или историческое событие. В такого рода дебатах обычно участвуют двое или более учеников (студентов), а сам процесс дебатов регулируется извне преподавателем.

Учебные дебаты – прекрасный вид подготовки, положительно влияющий на развитие речи, ораторских способностей, устранение стеснительности и зажатости.

  1. Современный публичный монолог: речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента и пр.

Монолог речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе. Для того, чтобы характеризовать протекание политического/речевого действия в условиях прямого непосредственного контакта с аудиторией, необходимо принимать во внимание условия протекания этого действия, условия произнесения речи. Это предполагает выявление уровня кондициональности. Уровень кондициональности включает характер взаимодействия между оратором и слушателем. Характер этого взаимодействия может проявляться вариантом (1) и вариантом (2):

1) Целевая группа может представлять собой гомогенное образование (группа единомышленников). В этом случае, как правило, речь произносится в закрытом помещении, а количество участников встречи - ограничено.

2) Целевая группа - гетерогенная: а) закрытое помещение, число участников ограничено (например, парламент), б) количество участников не ограничено (например, обращение по радио/телевидению.