logo search
программа для документоведов на 2010 год

13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории

Н.Н. Ге - ближайший сподвижник И.Н. Крамского. Влияние традиций Брюллова и Иванова на формирование художника. Библейские темы в раннем творчестве Ге. «Саул у Аэндорской волшебницы», «Тайная вечеря». Особенности исторической живописи мастера. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петергофе». Обращение к религиозно-нравственной тематике и поиски новой живописной выразительности в поздних работах. «Что есть истина? Христос и Пилат». «Голгофа». Ге как портретист. Автопортрет. Потреты Е.О. Лихачевой и А.И. Герцена.

Жанровая живопись передвижников. Укрупнение формата картин, стремление к объективно-эпическому стилю. Г.Г. Мясоедов - инициатор создания Товарищества передвижных выставок. «Земство обедает». «Страдная пора. Косцы». Темы крестьянского быта и умирающей барской усадьбы в творчестве В.М. Максимова. «Больной муж». «Семейный раздел». «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». «Бабушкины сказки». «Все в прошлом». Мастер многофигурных композиций К.А. Савицкий. «Ремонтные работы на железной дороге». «Встреча иконы». «На войну».

Новые темы и образы в произведениях Н.А. Ярошенко: «Студент», «Курсистка», «Заключенный», «Кочегар». Картина «Всюду жизнь», ее философский и идейный смысл. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой.

Традиционное понимание и новое осмысление жанра В.Е. Маковским. «Осужденный». «На бульваре». «Вечеринка». «Крах банка». Тема детства в произведениях В.Е. и К.Е. Маковских «Свидание», «Дети, бегущие от грозы». Образы Востока у К.Е. Маковского. «Перенесение священного ковра в Каире».

Влияние передвижников на художников, не входивших в Товарищество. С.В. Журавлев. «Перед венцом». А.И. Корзухин. «В монастырской гостинице».

В.В. Верещагин. «Туркестанская» и «балканская» серии батальных картин: «Двери Тимура», «Торжествуют», «Смертельно раненый», «Перед атакой», «Панихида по убитым (Побежденные)», «Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой». «Апофеоз войны» - квинтэссенция пацифизма художника. Незаконченная «индийская» серия. «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Историческая серия «1812 год. Наполеон в России». Тема 1812 года в творчестве А.Д. Кившенко. «Военный совет в Филях».

В.И. Суриков. Философское осмысление русской истории в картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Монументальность полотен художника, сила их художественной выразительности. Мастерство композиции, особенности света и цвета в бытовых и героических композициях «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря». Портрет в творчестве Сурикова.

Традиции академизма в исторической живописи. К.Д. Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». «Княжна Тараканова». В. Смирнов. «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя». «Смерть Нерона». Г.И. Семирадский. «Прием Александром невским папских послов». «Похороны знатного руса (по ибн-Фадлану)». «Римская оргия». «Танец среди мечей». «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». С.В. Бакалович. «Гладиаторы перед выходом на арену».