logo
программа для документоведов на 2010 год

16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины века

Постепенная утрата скульптурой монументальных черт. Увлечение повествовательностью, большее внимание деталям, дробность форм - свидетельства отступления от классицистических норм. Распад большого синтеза искусств, проявления эклектического «бесстилья» в середине XIX века. Появление предпосылок возрождения стилевого единства, начало поисков нового стиля и синтеза искусств к концу века. Кризисные явления и достижения в скульптуре.

Памятники «Тысячелетие России» в Новгороде и Екатерине II в Петербурге (автор М.О. Микешин, при участии М.А. Чижова и др.), А.С. Пушкину в Москве (автор А.М. Опекушин). Отход М.М. Антокольского от монументальных средств скульптуры и замена их обращением к скульптурным образам «монументальных личностей»: Сократ, Христос, Нестор, Иван Грозный, Ермак, Петр Первый. Скульптурные портреты современников.

Бытовой жанр в скульптуре. С.И. Иванов: «Мальчик в бане». Ф.Ф. Каменский: «Первый шаг». М.А. Чижов: «Крестьянин в беде». И.Я. Гинцбург: «Мальчик, спускающийся в воду». Вклад Е.А. Лансере в развитие анималистического и исторического жанров: «Святослав», «Царский сокольничий», «Киргиз с беркутом». Скульптор-анималист А.Л. Обер: «Белый медведь».

Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны (О. Курдюкаева, К.Э. Болина, П.А. Овчинникова, Д. Орлова, И.С. Губкина, Ф. Фульда, Грачевых, Сазиковых, И.П. Хлебникова, К.Ф. Верфеля и др.) Превращение мастерской ювелиров Фаберже в крупнейшую ювелирную фирму России. Использование «натуральных форм» в ювелирных изделиях. Воспроизведение архитектурных ландшафтов, бытовых сцен и «русской темы». Имитация в драгоценном металле других материалов.

Декоративное искусство в интерьере общественных, жилых, промышленных помещений. Ме­бель и ее мастера. Фарфор. Стекло. Культура одежды и обуви. Мода. Модные салоны. Развитие народных художественных промыслов. Выставки изделий художественного ремесла и декоративного искусства.