Скульптура и декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков
Особенности развития русской скульптуры в конце XIX - начале XX века. Жанры и направления. Петербургская школа скульпторов. В.А. Беклемишев: «Деревенская любовь». «Как хороши, как свежи были розы». Р.Р. Бах: Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе. Д.С. Стеллецкий: «Знатная боярыня (Марфа-посадница Борецкая)».
Московский скульптор и педагог С.М. Волнухин: памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, портрет П.М. Третьякова.
Импрессионизм в скульптуре. П.Л. Трубецкой: «Московский извозчик», памятник Александру III в Санкт-Петербурге, портреты Левитана, Шаляпина, Боткиной, Толстого. А.С. Голубкина: «Марья», «Сидящий человек», «Идущий», портреты Лермонтова, Андрея Белого, А.М. Ремизова, В.Ф. Эрна.
Творчество учеников Волнухина и Трубецкого. М.А. Андреев: памятник Н.В. Гоголю в Москве, портрет Н.Н. Баженова. А.Т. Матвеев: надгробие Борисову-Мусатову, «Спящие мальчики», «Сидящий мальчик», «Юноша», «Женская фигура (сидящая)», «Надевающая чулок». С.Т. Коненков: «Рабочий-боевик», «Атеист», «Паганини», «Нике», «Лада», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Эос», «Женский торс», «Автопортрет». Д.С. Эрьзя (Нефедов): «Эрзянка». И.С. Ефимов: «Зверь (Львица)».
Особенности развития декоративно-прикладного искусства. Состояние народных промыслов. Мастерские в Абрамцеве и Талашкине. Их организаторы Е.Д. Поленова и М.К. Тенишева. С.В. Малютин, В.М. Васнецов М.А. Врубель, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере как художники-декораторы и мастера прикладного искусства. Крупнейшие мебельные, ювелирные, самоварные фирмы, фарфоровые, стекольные предприятия и их продукция.
ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
«АРХИТЕКТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА САМАРЫ)»
ТЕМАТИКА СООБЩЕНИЙ И ЭКСКУРСИЙ:
-
Губернаторский «Белый дом» (ныне главный корпус СГАКИ, ул. Фрунзе, 167, арх. П.В. Шаманский)
-
Самарский городской театр (ныне Драмтеатр, арх. М.Н. Чичагов, К.Д. Гордеев)
-
Особняк Е.Ф. Новокрещеновой (ул. Фрунзе, 144, арх. М.И. Квятковский)
-
Вторая мужская гимназия (ныне второй корпус СГАКИ, ул. Фрунзе, 138, арх. А.А. Щербачев)
-
Особняк Курлиной (ныне отдел краеведческого музея, угол ул. Фрунзе и Красноармейской, 159/15, арх. А.У. Зеленко)
-
Католический костел (ул. Фрунзе, 157, арх. Ф.О. Богданович)
-
Театр-цирк «Олимп» (ныне Филармония, арх. П.В. Шаманский)
-
Здание губернской земской управы (ныне Самарский колледж строительства и предпринимательства, ул. Фрунзе, 116, арх. А.У. Зеленко)
-
Гостиница «Гранд-отель» (ныне «Жигули», ул. Куйбышева, 111, реконструирована по проекту арх. М.И. Квятковского)
-
Здание Русского банка для внешней торговли (ул. Куйбышева, 90, арх. Балинский)
-
Волжско-Камский банк (ныне Художественный музей, ул. Куйбышева, 92, арх. В.И. Якунин)
-
Женская гимназия Н.А. Хардиной (ныне средняя школа №15, ул. Куйбышева, 125, арх. А.А. Щербачев)
-
Особняк купца Н.Ф. Дунаева (ныне городская администрация, угол ул. Л. Толстого и Куйбышева, 135, арх. А.Г. Грюнвальд)
-
Здание Государственного банка (ул. Куйбышева, 112, арх. А.А. Щербачев)
-
Особняк И.А. Клодта (ныне детская художественная галерея, ул. Куйбышева, 139, арх. А.А.Щербачев)
-
Особняк предводителя дворянства А.Н. Наумова (ул. Куйбышева, 151, арх. А.А. Щербачев)
-
Здание Крестьянского и дворянского поземельного банка (ныне корпус СГТУ, ул. Куйбышева, 153, арх. А.И. фон Гоген)
-
Дом общественного собрания (ныне Музей ПриВО, угол ул. Рабочей и Куйбышева, 1/155, арх. Д.А. Вернер)
-
Особняк А.Ф. фон Вакано (ныне здание соцстраха, ул. Рабочая, 3, арх.Д.А. Вернер)
-
Кафедральный собор Воскресения Христа Спасителя (не сохранился, пл. Куйбышева, арх. Э.И. Жибер)
-
Кирха (ул. Куйбышева, 115-117, арх. Н.Н. Еремеев и
-
Ансамбль Самарского Иверского женского монастыря
Литературу по истории архитектуры см. в данной программе, а также:
-
Сапожникова И.В. Архитектурная энциклопедия губернского города Самара / И.В. Сапожникова. – Самара, 2008.
-
Каркарьян, В.Г. Модерн в архитектуре Самары/ В.Г. Каркарьян. - Самара, 2006.
-
Каркарьян, В.Г. Самара - Куйбышев - Самара/ В.Г. Каркарьян.- Самара, 2004.
-
Каркарьян, В.Г. Старая Самара: история, дома и люди/ В.Г. Каркарьян. - Самара, 1998.
-
Каркарьян, В.Г. По улицам старой Самары: путеводитель/ В.Г. Каркарьян, В.Неверова. - Куйбышев, 1988.
-
Православные святыни Самарского края: историко-церковная энциклопедия. - Самара, 2001.
-
Жуков, А.Н. Культовое зодчество Самары/ А.Н. Жуков, Н.В. Мельникова // Самарский краевед. - Самара, 1994.
-
Мельникова, Н.В. Архитектура/ Н.В. Мельникова // Самарская область. География и история, экономика и культура: Учеб. пособие. - Самара, 2001.
-
Мельникова, Н.В. Архитектор Александр Устинович Зеленко (1871-1952)/ Н.В. Мельникова // Самарский краевед. - Самара, 1991. - Ч.2.
-
Мельникова, Н.В. Архитектор Александр Александрович Щербачев (1858-1912)/ Н.В. Мельникова // Самарский краевед. - Куйбышев, 1990.
-
Мельникова, Н.В. Биография зданий. Драмтеатр/ Н.В. Мельникова // Самарский краевед. - Куйбышев, 1990.
-
Мельникова, Н.В. Биография зданий. Дача со слонами/ Н.В. Мельникова // Самарский краевед. - Самара, 1991. - Ч.2.
-
Молько, В.И. Путешествие по одной улице:[По улице Фрунзе] / В.И. Молько. - Куйбышев, 1987.
-
Зубова, О.В. Дом на Дворянской: женская гимназия Н.А. Хардиной: [О здании женской гимназии Н.А. Хардиной, ныне средняя школа № 15]/ О.В. Зубова // Новости рынка недвижимости. - 1999. - 24 сентября. - С.5.
-
Артемова, А. История одного здания: [История здания бывшей земской управы]/ А. Артемова// Самарские известия. - 2001. - 21 апреля. - С.10.
-
Раппапорт, А. Клуб средневолжского станкостроительного завода: [О реконструкции здания бывшей единоверческой церкви]/ А. Раппапорт // Архитектура СССР. - 1989. - №1. - С.8-9.
-
Объекты исторического и культурного наследия федерального значения Самарской области: [Здание гостиницы «Гранд-отель» и др.]// Самарские губернские ведомости. - 1995. - №10; 1996. - №1.
-
И модерн, и ренессанс, и готика: [О памятниках архитектуры на ул. Куйбышева]// Волжская заря. - 1992. - 24 января.
-
Новопольцев, Ю.В. Самарский архитектор: неизвестная страница о пребывании Д.А. Вернера в Самаре/ Ю.В. Новопольцев// Телескоп: научн. альм. - Самара, 2003. - Вып.3. - С.205-208.
-
Андреев, О. Модерн в архитектуре старой Самары (из архитектурной истории г. Куйбышева)/ О. Андреев// Волжская заря. - 1974. - 5 января.
-
Зорина, И. Стилизовано под модерн: [О старом и новом зданиях филармонии]/ И. Зорина// Самарский вестник. - 1990. - №15. - С.3.
-
Левитова, С. Собственный дом поземельного банка/ С. Левитова, Н. Мельникова// Волжская заря. - 1980. - 9 июня.
-
Левитова, С. О чем рассказывают здания старой Самары/ С. Левитова// Волжская заря. - 1978. - 5 ноября.
-
Внуков, М. «Теремок» - юбиляр: [Особняк Клодтов]/ М. Внуков// Волжская коммуна.- 1998. - 10 ноября. - С.3.
-
Дом Наумова: [Краткая историческая справка о доме губернского предводителя самарского дворянства А. Наумова]//Дело.- 1998.- 17 июня.- С.56.
-
Махмадназарова, А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается/ А. Мамадназарова // Губернский вестник. - 1997. - 5 декабря. - С. 3.
-
Моргун, А.Г. Город на Самарской Луке: архитектура второй половины 19 века. Эклектика/ А.Г. Моргун// Волжская заря. - 1986. - 28, 29 апреля.
-
Моргун, А.Г. Город на Самарской Луке: начало ХХ в. Модерн/ А.Г. Моргун// Волжская заря. - 1986. - 30 апреля.
-
Рутин, Г. Архитектура самарских зданий: [Конец ХIХ - начало ХХ вв.]/ Г.Рутин// Волжский комсомолец. - 1982. - 14 сентября.
-
К проектам зданий земельных банков для г. Самары и Пензы// Зодчий. - 1909. - № 18. - С. 194.
-
Борисова, Е.А. Русский модерн/ Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М., 1990.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ ВЕКА
-
Особенности русской культуры первой половины XIX века. Влияние экономического развития, укрепления хозяйственных и торговых связей. Политика государства в области культуры. Рост общественного интереса к вопросам культуры.
-
Наука и образование первой половины XIX века.
-
Культурно-просветительские учреждения. Книжное дело и периодика первой половины XIX века.
-
Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.
-
Музыка первой половины XIX века.
-
Театр первой половины XIX века.
-
Особенности русской культуры второй половины XIX века. Влияние отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. на культурный процесс. Правительственный курс в области культуры в царствование Александра II и Александра III. Отношение к культуре общественных сил и течений.
-
Наука и просвещение второй половины XIX века.
-
Развитие системы культурно-просветительских учреждений, книжное дело и периодика, графика и фотография второй половины XIX века.
-
Общественно-политическая мысль и литература второй половины XIX в.
-
Театр второй половины XIX века.
-
Музыка второй половины XIX века.
-
Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины ХIХ века.
-
Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах.
-
Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
-
Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и их современники.
-
Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта: С.Ф. Щедрин, И.К. Айвазовский и другие пейзажисты, А.Г. Венецианов и «венецианцы», И.Т. Хруцкий.
-
Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Кризис академического искусства. Творчество К.И. Брюллова и А.А. Иванова.
-
Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. Развитие бытового жанра в творчестве П.А. Федотова и становление критического реализма в русской живописи.
-
Скульптура первой половины XIX века.
-
Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века.
-
Архитектура второй половины XIX века. Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Смешение «исторических» стилей. «Русский» («псевдорусский») стиль как разновидность эклектики.
-
Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Роль в этом В.Г. Перова и его работы. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы: И.М. Прянишников, В.В. Пукирев, А.И. Соломаткин, Н.В. Неврев, В.Г. Шварц, В.И. Якоби, Н.Г. Шильдер.
-
"Бунт 14-ти". "Товарищество передвижных художественных выставок". П.М. Третьяков и его собрание. В.В. Стасов - художественный критик и идеолог. И.Н. Крамской как теоретик, организатор и художник.
-
Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века. Творчество Н.Н. Ге, В.В. Верещагина, А.Д. Кившенко, В.И. Сурикова.
-
Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории: К. Флавицкий, Г. Семирадский, В. Смирнов, С. Бакалович.
-
Бытовой жанр в живописи передвижников и их современников. Творчество Г.Г. Мясоедова, В.М. Максимова, Н.А. Ярошенко, В.Е. и К.Е. Маковских, К.А. Савицкого, С.В. Журавлева, А.И. Корзухина.
-
Пейзаж передвижников. Творчество А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, И.И. Левитана.
-
Достижение в живописных произведениях И.Е. Репина вершин русского реализма.
-
Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М. Васнецова.
-
Скульптура середины и второй половины XIX века.
-
Декоративно-прикладное искусство во второй половине XIX в. Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны. Декоративное искусство в интерьере общественных, жилых, промышленных помещений.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА ХIХ-ХХ ВЕКОВ
-
Особенности русской культуры конца XIX - начала XX века.
-
Общественно-политическая и философская мысль рубежа XIX-XX веков.
-
Эстетическая мысль и литературные течения рубежа XIX-XX веков.
-
Наука конца XIX - начала XX века.
-
Просвещение в конце XIX - начале XX веков.
-
Периодическая печать в конце XIX - начале XX веков.
-
Книгоиздательское и библиотечное дело в конце XIX - начале XX веков.
-
Музыкальное и оперное искусство в конце XIX - начале XX веков.
-
Балет рубежа XIX-XX веков в среде других видов искусства. «Русские сезоны».
-
Театр в конце XIX - начале XX веков.
-
Кино в дореволюционной России.
-
Декоративно-прикладное искусство в конце XIX - начале XX веков.
-
Архитектура русского модерна в конце XIX - начале XX веков.
-
Скульптура в конце XIX - начале XX веков.
-
Живопись мастеров московской школы рубежа XIX-XX веков: А.Е. Архипов, А.С. Степанов, С.В. Иванов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин. Л.О. Пастернак, Н.П. Богданов-Бельский.
-
Творчество А.П. Рябушкина.
-
М.В. Нестеров - представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
-
Импрессионизм и декоративность в творчестве К.А. Коровина.
-
В.А. Серов в поиске новых путей живописи.
-
М.А. Врубель - родоначальник символизма в русской изобразительном искусстве.
-
«Мир искусства»: этапы и характер деятельности. Станковое и театрально-декоративное искусство, журнальная графика и литературная иллюстрация. А.А. Бенуа - лидер художественного объединения. «Старшее» поколение организаторов «Мир искусства» конца 1890-х - начала 1900-х гг. и его участников.
-
Ведущие художники «второго призыва» в возрожденном «Мире искусства» 1910-х гг.: Н.К. Рерих и Б.М. Кустодиев. Элементы неоакадемизма в творчестве участников позднего «Мира искусства»: Григорьев Б.Д., З.С. Серебрякова, В.И. Шухаев и А.Е. Яковлев.
-
Творчество И.Э. Грабаря. «Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Другие жанры в творчестве «союзников».
-
«Вторая волна символизма» в русской живописи. В.Э. Борисов-Мусатов и художники «Голубой розы».
-
Творчество К.С. Петрова-Водкина.
-
Художественное объединение «Бубновый валет»: П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн, В.В. Рождественский. Активный деятель русского авангарда Д.Д. Бурлюк. Своеобразная трактовка кубизма в работах российских художников «парижской школы»: Н.И. Альтман, Д.П. Штеренберг, В.Д. Баранов-Россинэ.
-
Художественное объединение «Ослиный хвост». М.Ф. Ларионов. Н.С. Гончарова.
-
Особенности художественного процесса и авангарда в искусстве 1910-х годов. Движение К.С. Малевича к беспредметности в искусстве. Его сподвижники и последователи И.В. Клюн и И.А. Пуни.
-
В.Е. Татлин - один из вожаков русского авангарда.
-
«Амазонки» русского авангарда: Л.С. Попова, О.В. Розанова, Н.А. Удальцова, А.А. Экстер.
-
Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В. Кандинский. Эволюция его творчества от предметности к беспредметности.
-
Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З. Шагала. Своеобразие живописи П.Н. Филонова.
- Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
- Введение
- Раздел I. История русской культуры XIX века
- 1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика
- 2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
- 3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.
- 4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах.
- 5. Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
- 6. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета о.А. Кипренский, в.А. Тропинин и их современники
- 7. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта
- 8. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество к.И. Брюллова и а.А. Иванова. Зарождение критического реализма
- 9. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.
- 10. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука, просвещение, культурно-просветительские учреждения, книжное дело, периодика, графика и фотография
- 11. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- 11. Архитектура второй половины XIX века
- 12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы. Родоначальники передвижничества: в.Г. Перов и и.Н. Крамской
- 13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории
- 14. Пейзажная живопись передвижников
- 15. Достижение в произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова
- 16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины века
- Раздел II. История русской культуры рубежа XIX-XX веков
- Особенности культуры рубежа XIX-XX вв. В России. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль, литературные течения
- Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков
- Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков
- Родоначальники нового русского изобразительного искусства к.А. Коровин, в.А. Серов, м.А. Врубель
- Художественные объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников»
- «Вторая волна символизма» в русской живописи. Творчество в.Э. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы» и к.С. Петрова-Водкина
- Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
- Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.
- Скульптура и декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков
- Список литературы ко всему курсу