logo
программа для документоведов на 2010 год

8. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество к.И. Брюллова и а.А. Иванова. Зарождение критического реализма

Исторический жанр. Кризис академического искусства. Ф.А. Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация». «Медный змий». Росписи Исаакиевского собора. Басин П.В. «Сусанна, застигнутая старцами в купальне».

К.И. Брюллов. Восприятие школы Академии художеств. «Нарцисс». Эволюция творчества. Сочетание традиций классицизма с чертами романтизма и реализма. «Итальянский полдень». «Вирсавия». «Гулянье в Альбано». Картина «Последний день Помпеи» и ее место в русской исторической живописи. Портрет в творчестве Брюллова. «Всадница», портреты Н. Кукольника, А. Струговщикова, Ю. Самойловой, Е.П. Салтыковой, великой княгини Елены Павловны, М.-А. Ланчи, Н.А. Львова, О.П. Ферзен, автопортреты.

А.А. Иванов. Философская глубина и психологизм произведений. Ранние работы. «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора», «Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой», «Явление Христа Марии Магдалине». Работа над картиной «Явление Христа народу». Характер замысла и особенности его воплощения. Этюды к картине. Жанровые работы и пейзажи Иванова. Эволюция миросозерцания.

Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX в. Военные картинки 1812 года И.И. Теребенева и др. Графические работы С.Ф. Галактионова и А.О. Орловского. Зарождение критического отношения к действительности. Работы В.Ф. Тимма и Т.Г. Шевченко. Сближение графического искусства с литературой своего времени. Иллюстрации А.А. Агина к «Мертвым душам» Н. Гоголя и Г.Г. Гагарина к «Тарантасу» В. Сологуба.

Развитие бытового жанра в творчестве П.А. Федотова и становление критического реализма в русской живописи. Ранние графичекие работы. Обращение к станковой живописи. «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора». Поздние произведения. «Вдовушка», «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Портрет и пейзаж в творчестве Федотова.