Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.
Особенности художественного процесса и авангарда в искусстве 1910-х годов. Связь русского авангарда с европейскими художественными течениями.
Движение К.С. Малевича к беспредметности в искусстве. Увлечение импрессионизмом. «Цветочница». «Девушка без службы». «Бульвар». «На бульваре». Влияние фовизма. «Автопортрет» (1908). Обращение к примитивизму. «Полотеры». «Провинция». Кубизм в произведениях «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Точильщик», «Жница», «Уборка ржи», «Дровосек». Алогизм форм в работах «Корова и скрипка», «Англичанин в Москве». Создание супрематизма. «Черный квадрат». «Красный квадрат». «Супрематизм (с синим треугольником и черным прямоугольником)» (1915). «Супрематизм» (1916).
Сподвижники и последователи Малевича. И.В. Клюн. «Граммофон». «Озонатор». «Супрематизм» (1915). И.А. Пуни. «Супрематический рельеф». «Супрематическая композиция».
В.Е. Татлин - один из вожаков русского авангарда. Противостояние методов Татлина и Малевича. На пути к конструктивизму. «Продавец рыб». «Матрос. Автопортрет». «Натурщицы» 1912-1913 гг. Контррельефы (после 1914 г.)
«Амазонки» русского авангарда. Л.С. Попова. Отголоски фовизма в ранних работах: «Портрет девочки на фоне печки». Обращение к кубизму: «Итальянский натюрморт», «Композиция с фигурами (Две фигуры)», «Дама с гитарой», «Портрет философа», «Скрипка». Живописные архитектоники 1916-1917 годов. О.В. Розанова. «В кафе». «Валет червей». «Супрематизм» (1916). «Беспредметная композиция (Полет аэроплана)» и другие беспредметные композиции 1916 года. Н.А. Удальцова. «Синий кувшин» и натюрморты 1914-1915 гг. А.А. Экстер. «Город ночью». «Флоренция». «Натюрморт с яйцами». Оформление спектакля «Фамира-кифаред».
Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В. Кандинский. Его принадлежность к русской и немецкой художественной культуре. Обучение в школе Ашбе (г. Мюнхен). Участие в художественном объединении «Синий всадник» (Германия). Разработка самостоятельной теории живописи в книге «О духовном в искусстве». Эволюция творчества от предметности к беспредметности. «Дамы в кринолинах». «Озеро». «Мурнау». «Импровизация» (1910). «Композиция VII». «Москва. Красная площадь». «Сумеречное». «Синий гребень».
Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З. Шагала. Витебские корни его сюжетов и мировосприятия. Влияние на творчество Шагала парижской школы и русских художников. «Ночная сцена». «Я и деревня». «Палатка». «Танцовщица». «Путешественник». «Отец». «Зеркало». «Над Витебском». «День рождения». «Над городом». «Прогулка». «Окно на даче. Заолшье».
Своеобразие живописи П.Н. Филонова. Ее аналитический метод и пророческая нацеленность. Выработка теоретической программы и расцвет творчества в его ранний период 1912-1915 гг. «Восток и Запад». «Пир королей». «Крестьянская семья (Святое семейство). «Коровницы». «Победитель города».
-
Содержание
- Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
- Введение
- Раздел I. История русской культуры XIX века
- 1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика
- 2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
- 3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.
- 4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах.
- 5. Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
- 6. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета о.А. Кипренский, в.А. Тропинин и их современники
- 7. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта
- 8. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество к.И. Брюллова и а.А. Иванова. Зарождение критического реализма
- 9. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.
- 10. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука, просвещение, культурно-просветительские учреждения, книжное дело, периодика, графика и фотография
- 11. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- 11. Архитектура второй половины XIX века
- 12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы. Родоначальники передвижничества: в.Г. Перов и и.Н. Крамской
- 13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории
- 14. Пейзажная живопись передвижников
- 15. Достижение в произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова
- 16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины века
- Раздел II. История русской культуры рубежа XIX-XX веков
- Особенности культуры рубежа XIX-XX вв. В России. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль, литературные течения
- Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков
- Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков
- Родоначальники нового русского изобразительного искусства к.А. Коровин, в.А. Серов, м.А. Врубель
- Художественные объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников»
- «Вторая волна символизма» в русской живописи. Творчество в.Э. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы» и к.С. Петрова-Водкина
- Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
- Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.
- Скульптура и декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков
- Список литературы ко всему курсу