logo
программа для документоведов на 2010 год

15. Достижение в произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова

Мастерство и многогранность творчества И.Е. Репина. Постижение высот академической школы. «Воскрешение дочери Иаира». «Садко». Картины «Бурлаки на Волге» и «Крестный ход в Курской губернии» как произведения программного характера. Образы «Протодиакона» и «Горбуна» и их социальное значение.

Обращение Репина к историческим темам. «Царевна Софья». «Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.». «Запорожцы». Отражение революционного движения в картинах «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали».

Творчество Репина в портретном жанре. Богатство психологической и эмоциональной характеристики образов В. Стасова, Л. Толстого, М. Мусоргского, А. Глазунова, П. Третьякова. Камерный характер портретов родных и близких художника. Выдающееся мастерство в создании сложных групповых портретов. «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Картина «Заседание Государственного Совета» и ее значение. Этюды к картине как новый метод портретирования. Репин - педагог. Эпистолярное и мемуарное наследие художника.

В.М. Васнецов как живописец. Ранние произведения в бытовом жанре и отказ от него. Обращение к истории и сказке. «После побоища Игоря Святославича с половцами». «Три царевны подземного царства». «Аленушка». «Ковер-самолет». «Витязь на распутье». «Иван Грозный». Нарастание декоративного начала в его живописи. Картина «Богатыри» как первое обращение к былинному эпосу и как декоративное панно.

Монументальная композиция «Каменный век» в Историческом музее Москвы. Стремление Васнецова к возрождению древнерусского религиозного искусства. «Крещение Руси», «Богоматерь Благодатное небо», другие сюжеты художественной росписи Владимирского собора в Киеве и икон. Театрально-декорационная работа над сказкой «Снегурочка». Ведущая роль Васнецова в зарождении национально-романтического направления русского модерна.