13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории
Н.Н. Ге - ближайший сподвижник И.Н. Крамского. Влияние традиций Брюллова и Иванова на формирование художника. Библейские темы в раннем творчестве Ге. «Саул у Аэндорской волшебницы», «Тайная вечеря». Особенности исторической живописи мастера. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петергофе». Обращение к религиозно-нравственной тематике и поиски новой живописной выразительности в поздних работах. «Что есть истина? Христос и Пилат». «Голгофа». Ге как портретист. Автопортрет. Потреты Е.О. Лихачевой и А.И. Герцена.
Жанровая живопись передвижников. Укрупнение формата картин, стремление к объективно-эпическому стилю. Г.Г. Мясоедов - инициатор создания Товарищества передвижных выставок. «Земство обедает». «Страдная пора. Косцы». Темы крестьянского быта и умирающей барской усадьбы в творчестве В.М. Максимова. «Больной муж». «Семейный раздел». «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». «Бабушкины сказки». «Все в прошлом». Мастер многофигурных композиций К.А. Савицкий. «Ремонтные работы на железной дороге». «Встреча иконы». «На войну».
Новые темы и образы в произведениях Н.А. Ярошенко: «Студент», «Курсистка», «Заключенный», «Кочегар». Картина «Всюду жизнь», ее философский и идейный смысл. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой.
Традиционное понимание и новое осмысление жанра В.Е. Маковским. «Осужденный». «На бульваре». «Вечеринка». «Крах банка». Тема детства в произведениях В.Е. и К.Е. Маковских «Свидание», «Дети, бегущие от грозы». Образы Востока у К.Е. Маковского. «Перенесение священного ковра в Каире».
Влияние передвижников на художников, не входивших в Товарищество. С.В. Журавлев. «Перед венцом». А.И. Корзухин. «В монастырской гостинице».
В.В. Верещагин. «Туркестанская» и «балканская» серии батальных картин: «Двери Тимура», «Торжествуют», «Смертельно раненый», «Перед атакой», «Панихида по убитым (Побежденные)», «Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой». «Апофеоз войны» - квинтэссенция пацифизма художника. Незаконченная «индийская» серия. «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Историческая серия «1812 год. Наполеон в России». Тема 1812 года в творчестве А.Д. Кившенко. «Военный совет в Филях».
В.И. Суриков. Философское осмысление русской истории в картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Монументальность полотен художника, сила их художественной выразительности. Мастерство композиции, особенности света и цвета в бытовых и героических композициях «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря». Портрет в творчестве Сурикова.
Традиции академизма в исторической живописи. К.Д. Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». «Княжна Тараканова». В. Смирнов. «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя». «Смерть Нерона». Г.И. Семирадский. «Прием Александром невским папских послов». «Похороны знатного руса (по ибн-Фадлану)». «Римская оргия». «Танец среди мечей». «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». С.В. Бакалович. «Гладиаторы перед выходом на арену».
- Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
- Введение
- Раздел I. История русской культуры XIX века
- 1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика
- 2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
- 3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.
- 4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах.
- 5. Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
- 6. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета о.А. Кипренский, в.А. Тропинин и их современники
- 7. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта
- 8. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество к.И. Брюллова и а.А. Иванова. Зарождение критического реализма
- 9. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.
- 10. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука, просвещение, культурно-просветительские учреждения, книжное дело, периодика, графика и фотография
- 11. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- 11. Архитектура второй половины XIX века
- 12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы. Родоначальники передвижничества: в.Г. Перов и и.Н. Крамской
- 13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории
- 14. Пейзажная живопись передвижников
- 15. Достижение в произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова
- 16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины века
- Раздел II. История русской культуры рубежа XIX-XX веков
- Особенности культуры рубежа XIX-XX вв. В России. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль, литературные течения
- Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков
- Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков
- Родоначальники нового русского изобразительного искусства к.А. Коровин, в.А. Серов, м.А. Врубель
- Художественные объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников»
- «Вторая волна символизма» в русской живописи. Творчество в.Э. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы» и к.С. Петрова-Водкина
- Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
- Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.
- Скульптура и декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков
- Список литературы ко всему курсу