5. Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
Причины разложения стиля классицизма и перехода к эклектике (историзму). Появление новых типов зданий и сооружений: музеев, железнодорожных вокзалов, магазинов-пассажей и др. Эклектика в Петербурге. О. Монферран. Исаакиевский собор и Александрийская колонна. А.П. Брюллов. Лютеранская церковь святого Петра. Аничков мост (совместно с инженером А.Д. Готманом и скульптором П.К. Клодтом). Новые интерьеры Зимнего дворца. А.И. Штакеншнейдер. Дворцы Белосельских-Белозерских и Николаевский. Перестройка интерьеров Малого Эрмитажа и Мариинского дворца. Л. Кленце. Новый Эрмитаж. Р.А. Желязевич. Пассаж. Н.Л. Бенуа. Придворные конюшни. Сельскохозяйственная академия в Петровском-Разумовском.
Архитектурная эклектика Москвы. Работы М.Д. Быковского в Страстном и Ивановском монастырях, на Биржевой площади. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата. Железнодорожные вокзалы в столицах. Воспроизведение приемов каменной архитектуры классицизма и эклектики в деревянной застройке столиц и провинциальных городов.
- Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
- Введение
- Раздел I. История русской культуры XIX века
- 1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика
- 2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
- 3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.
- 4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах.
- 5. Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
- 6. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета о.А. Кипренский, в.А. Тропинин и их современники
- 7. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта
- 8. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество к.И. Брюллова и а.А. Иванова. Зарождение критического реализма
- 9. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.
- 10. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука, просвещение, культурно-просветительские учреждения, книжное дело, периодика, графика и фотография
- 11. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- 11. Архитектура второй половины XIX века
- 12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы. Родоначальники передвижничества: в.Г. Перов и и.Н. Крамской
- 13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории
- 14. Пейзажная живопись передвижников
- 15. Достижение в произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова
- 16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины века
- Раздел II. История русской культуры рубежа XIX-XX веков
- Особенности культуры рубежа XIX-XX вв. В России. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль, литературные течения
- Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков
- Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков
- Родоначальники нового русского изобразительного искусства к.А. Коровин, в.А. Серов, м.А. Врубель
- Художественные объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников»
- «Вторая волна символизма» в русской живописи. Творчество в.Э. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы» и к.С. Петрова-Водкина
- Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
- Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.
- Скульптура и декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков
- Список литературы ко всему курсу