logo
программа для документоведов на 2010 год

Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков

Расстановка художественных сил и множественность течений в русской живописи. Художники московской школы 1890-х - начала 1900-х гг. А.Е. Архипов. «По реке Оке». «Обратный». «Прачки». «Молодая крестьянка в желтом платке». А.С. Степанов. «Журавли летят». С.В. Иванов. «В дороге. Смерть переселенца». «Расстрел». «Приезд иностранцев. XVII век». «Семья». Н.А. Касаткин. «Соперницы». «Шахтерка». «Шахты». «Рабочий-боевик». С.А. Коровин. «На миру». «В дороге». Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет». «Сочинение». «Новые хозяева». Л.О. Пастернак. «Совет Московского училища живописи». «Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне».

Творчество А.П. Рябушкина. Ранние произведения «Крестьянская свадьба» и «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Историко-бытовой жанр в картинах «Потешные Петра I в кружале», «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами», «Московская улица XVII века», «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Московская девушка XVII века». «Едут!», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Сюжеты из жизни современной ему деревни: «Втерся парень в хоровод» и «Чаепитие».

М.В. Нестеров - представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества. Ранние работы «До государя челобитчики», «Христова невеста», «За притворным зельем», «Домик в Уфе». Преобразование традиционного пейзажа в произведениях Нестерова. Картины на сюжеты монашеской жизни и жития Сергия Радонежского «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Под благовест», «Великий постриг», «Молчание», «Соперницы (В лесах)». Портретный жанр в творчестве художника. Портреты А.М. Васнецова, Е.П. Нестеровой, Архиепископа Антония, О.М. Нестеровой («Амазонка»), С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского («Философы»), автопортрет 1915 года. Религиозно-философская проблематика в картинах «Святая Русь», «Душа народа (Христиане. На Руси)» и в росписях Марфо-Мариинской обители.