7. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта
С.Ф. Щедрин - основоположник русского лирического пейзажа. Обучение в Академии художеств. «Вид с Петропавловского острова в Петербурге». «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова». Романтическая окраска творчества художника и его эволюция в итальянский период. Элементы жанра в пейзажах Щедрина. «Новый Рим. Замок св. Ангела». «Берег Сорренто с видом на остров Капри». «Большая гавань на острове Капри». «Терраса, обвитая виноградом». «Терраса на берегу моря. Капуччини близ Соренто». «Набережная Мерджеллина в Неаполе». «Лунная ночь в Неаполе».
А.Г. Венецианов. Ранние работы и карикатуры. Жанровые композиции и пейзажные изображения русской природы. «Гумно». «На пашне. Весна». «На жатве. Лето». Отдельные крестьянские образы, характер их трактовки, приемы идеализации. «Захарка». «Пряха». «Девушка с теленком». «Жнецы». «Девушка с бураком». «Спящий пастушок». «Девушка в платке». «Крестьянка с васильками». «Гадание на картах». Автопортрет и портреты В.К. Головачевского, В.С. Путятиной, матери и дочерей художника, В.П. Кочубея. Интерьер в картинах Венецианова. «Утро помещицы».
Школа Венецианова. Г.В. Сорока. «Кабинет дома в Островках», «Рыбаки», «Портрет А.Г. Венецианова», «Автопортрет». Е.Ф. Крендовский. «Сборы на охоту». А.В. Тыранов. «Мастерская художников братьев Чернецовых», «Вид на реке Тосно». Н.С. Крылов. «Зима». С.К. Зарянко. «Портрет Ф.П. Толстого», «Мужской портрет». К.А. Зеленцов. «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях». Л.К. Плахов. «Приготовление к работе». «В столярной мастерской».
Пейзажная живопись М.Н. Воробьева («Вид Дворцовой набережной», «Вид пристани с египетскими сфинксами днем», «Вид военного телеграфа под Варною»), М.И. Лебедева («Аричча близ Рима», «В парке»), А.М. Дорогова («Вид Константинополя»). Кавказские, крымские и волжские пейзажи братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. Г. Чернецов как мастер группового портрета. Развитие от романтического к реалистическому пейзажу в творчестве И.К. Айвазовского («Вид Одессы в лунную ночь», «Девятый вал», «Черное море»).
Русский натюрморт. И.Т. Хруцкий. «Цветы и плоды». Другие жанры в творчестве этого художника.
- Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
- Введение
- Раздел I. История русской культуры XIX века
- 1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика
- 2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века
- 3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.
- 4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах.
- 5. Переход от классицизма к эклектике в архитектуре середины XIX в.
- 6. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета о.А. Кипренский, в.А. Тропинин и их современники
- 7. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта
- 8. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество к.И. Брюллова и а.А. Иванова. Зарождение критического реализма
- 9. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.
- 10. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука, просвещение, культурно-просветительские учреждения, книжное дело, периодика, графика и фотография
- 11. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века
- 11. Архитектура второй половины XIX века
- 12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е годы. Родоначальники передвижничества: в.Г. Перов и и.Н. Крамской
- 13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории
- 14. Пейзажная живопись передвижников
- 15. Достижение в произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова
- 16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины века
- Раздел II. История русской культуры рубежа XIX-XX веков
- Особенности культуры рубежа XIX-XX вв. В России. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль, литературные течения
- Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков
- Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков
- Родоначальники нового русского изобразительного искусства к.А. Коровин, в.А. Серов, м.А. Врубель
- Художественные объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников»
- «Вторая волна символизма» в русской живописи. Творчество в.Э. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы» и к.С. Петрова-Водкина
- Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»
- Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.
- Скульптура и декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX веков
- Список литературы ко всему курсу