Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами о богах и героях. Однако миф – это не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры – способ человеческого бытия. Миф это не только исторически первая форма культуры. В каком-то смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре. Первооснову мифа составляет то, что способом выживания первобытного человека стало чувство его породнённости с грозными стихиями природы. Всё это говорит о том, что в мифе смысловые свойства изначально воспринимаются как природные, а ассоциативные связи между явлениями – как причинно-следственные. Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевлённые существа. Изначально человек существовал на лоне первобытного мира. Из этого состояния человека вывел Древний Восток – родина великих культур. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Но теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древний Восток - это огромный мир народов, стран, занимавших территорию с северного побережья Африки до тихоокеанского побережья на Востоке. Важнейшими процессами на Востоке являлись становление государственности и городской цивилизации. Здесь были сделаны важнейшие открытия материальной культуры (например, одомашнивание животных, обработка металлов и т.д.). Здесь сложились первые религиозные и философские учения. Удобнее всего рассматривать культуру Востока на примере Древнего Египта, культура которого носила сакрально-эзотерический характер. Общие культурные характеристики находятся прежде всего в религии, особенностями которой стали политеизм, зооморфизм, заупокойный культ, культ бога солнца Ра и культ Фараона. Формирование египетской мифологии происходило в контексте сложных социокультурных процессов, в конечном итоге приведших к появлению самобытной автохтонной египетской культуре. Одной из главных особенностей египетской мифологии можно считать её тесное взаимодействие с формировавшимся в этот период в нижнем течении Нила централизованным деспотическим государством. Превращение культа в главный источник идеологического обеспечения царской власти привёл к возникновению института божественных и бессмертных владык – повелителей Верхнего и Нижнего Египта. Сакрализация царской власти, как и развитая система заупокойных представлении, нашли воплощение в образе бога Хора. Развитие представлений о загробной жизни связано с возвышением в период 6 века династии города Абидос, бывшего центром почитания Осириса, воплощения умирающей и воскрешающей природы. Происходит соединение солярного культа Ра с культом Осириса – вершителя посмертной судьбы каждого из египтян. Мифологическое мировоззрение египтян есть сложное взаимодействие древнейших политеистических культов и солярного монотеизма. Говоря в этой связи о политеизме, следует упомянуть Аменхотепа 4, выступившего в 14 веке до н.э. против фиванского жречества и старой знати. Он ввёл новый государственный культ. Старый бог Ра отступает перед новой идеей абстрактного бога, названного Атоном. Зооморфизный характер всей восточной культуры и, в частности, Египетской, объясняется следствием сохранения в сознании древнего человека тотемных отождествлений каждого индивида родового общества со своим предком, мыслимым в виде животного, насекомого или растения. Большую роль в представлениях египтян играл Фараон, рассматривавшийся в виде живого божества, олицетворявшего всеобщую власть. Одним из главных богов в древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь этого бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелёными всходами. После смерти фараон отождествляется с Осирисом, а его приемник, новый фараон – с Гором ( сыном Осириса, занявшим земной трон отца). Культ древних египтян был тесно связан с возникшими на предшествующем культуре этапе представления о душе. По мнению египтян, каждый человек обладал тремя душами: главная душа – Ка – определяла судьбу человека; с душой Ба связаны все физические функции человека; душа Ах – это загробное воплощение человека. Для достижения загробного блаженства, по мнению жрецов, необходимо было знать много различных заклинаний. Сакральными текстами были молитвы богам и религиозные гимны, записи погребальных обрядов, «Тексты пирамид», знаменитая египетская «Книга мёртвых», где описываются загробное царствование и загробный суд. Древнеегипетская мифология и религия оказала воздействие на христианство. Идея заупокойной жизни, традиции захоронения и триединство Солнца – основа для трояко сущности Бога.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.