Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
Культуру Древней Греции называют античной. Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации. В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы: эгейский или крито-микенский период (3 тысячелетие до н.э. – 11 век до н.э.), гомеровский период (11-8 века до н.э.), архаический период (7-6 века), классический период (5 – первая половина 4 века до н.э.) и период эллинизма (4 век до н.э. – 4 век н.э.). На всю древнегреческую культуру наложило отпечаток то, что характерной особенностью Греции является большое количество населённых островов. Тем самым греческая культура имеет полиэтническую основу. 5-4 века до н.э. в истории древней Греции называются классическим периодом. В это время происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой был труд рабов. В отличие от других периодов в культуре Древней Греции, в период классики она достигла высочайшего уровня, и её произведения начинают становиться образцовыми. С наступлением классического периода появляются своеобразные греческие скульптуры с их свободной и непринуждённой осанкой и обращённостью на самих себя. Своеобразие древнегреческой скульптуры состоит в гармонии и совершенстве как знаке божественности. Сближенность человеческого и божественного в греческой скульптуре поразительна. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры Греции: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Возвращаясь к скульптуре, следует отметить выдающихся скульпторов ранней классики – Фидий, Мирон, Поликлет. Первому принадлежит знаменитая статуя Зевса в Олимпе и две статуи Афины; Мирон ставил целью – изобразить в движении, его творение – это статуя Дискобола. Поликлет попытался определить идеал красоты и на этой основе создал статую «Копьеносец» ( или «Дорифор», «Канон»). В поздней классике мы видим таких скульпторов как Скопас, Пракситель и Лисипп, который пересмотрел идеал красоты, свойственный Поликлету и создал сой, новый, что и воплотил, в статуе «Апоксиомен». Не статичная и не объёмная скульптура, пронизанная гуманизмом и целью создать идеал красоты, не была персонифицирована. Центром древнегреческой классики были Афины. Здесь были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Поражает и архитектура Афин. На самом высоком месте был построен храм Афине, храм богине Нике и другие. Здесь же находилось здание первого художественного музея. Греческий храм представлял собой прямоугольник, опоясанный колоннами определённого стиля. Таких стилей было несколько, а именно: дорические колонны (отличались капителью, выполненной в виде подушечки), вторым видом колонн стала колонна, капитель которой была в виде завитков – это ионическая колонна, и, наконец, третий вид колонн – коринфская (капитель в виде корзины с цветами). Архитектуры древней Греции этого периода отличает общественный, храмовый и гуманистический характер с присущим ему культом красоты. Но при всех этих достоинствах следует отметить, что храмы Греции были непрочными. Подлинным триумфом древнегреческой архитектуры стал афинский Акрополь. Художественную культуру данного периода можно определить как культуру относительной гармонии духа и мира. Искусство древней Греции создаёт новаторские композиционные решения и новые элементы в традиционных ордерах. Театральное искусство также занимало не последнее место в жизни греков в эпоху классики. Прообразом первых театральных представлений считается празднество в Афинах, посвящённое богу виноделия Дионису. Появляются комедия и трагедия. Искусство древних греков классического периода стало тем переломным моментом в художественной культуре, когда произошёл переход от механического воспроизведения действительности к её творческому отражению. Эта особенность характеризует всю греческую культуру в целом – это непосредственное выражение конкретного исторического процесса развития культуры.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.