logo
билеты по культурологии

Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объёмах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации. Феномен появления массовой культуры представляется тем, что для рубежа 19-20 веков стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни, затронувшая все её сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинении 20 века. Например, Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» выводит само понятие масса из определения толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса, - поясняет Ортега. Другой социолог, американец Д. Белл говорит, что особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Массы, считает он, есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. В общих чертах можно сказать, что понятие массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и человеческом обществе. Её целью является стимулирование потребительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социологические функции, главной из которых является приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама и т.д. В качестве антипода массовой культуре многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Её производителем и потребителем является высший привилегированный слой общества – элита - это особый слой общества, наделённый специфическими духовными способностями, наиболее способный к духовной деятельности, одарённый высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентированно на удовлетворение её интересов, потребностей и запросов. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в работах Шопенгауэра и Ницше. Последний считает, что элитарная концепция проявляется в идее «сверхчеловека», имеющего привилегированное положение в обществе и наделённого уникальной эстетической восприимчивостью. Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства», которая нашла своё воплощение в ряде течений художественной культуры.