Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
Несмотря на все противоречия, невзгоды и исторические катаклизмы, художественная культура 20 века развивалась динамично. На это столетие приходятся многие великие достижения в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, философии. Художественная культура западной Европы 20 века – это не целостное художественное явление. Она состоит из ряда течений, которые различаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположными друг другу. Но при этом у всех этих стилей и течений есть одна общая черта - все они стремятся отразить мир в форме выражения чувств и настроений художника. Началом нового стиля в искусстве стал модернизм, представляющий собой совокупность направлений, сложившихся в искусстве 20 века. Наибольшее распространение модернизм получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Главным проявлением красоты модерн провозгласил целостность создаваемого художественного образа. Поэтому модернизм отбросил старые, привычные художественные традиции и поставил себе целью создание новых форм отражения мира, акцентировав своё творчество на субъективном характере миропонимания. Одной из главных особенностей модернизма было подчёркнутое выражение художниками своей индивидуальности. Модернизм породил широкий спектр художественных форм, вследствие чего появились новые стили в искусстве. Это были: 1) символизм – одно из первых направлений модернизма в литературе, стремившейся возродить миф, выстроить новый язык на основе архаичных образов. Крупнейшими представителями символизма были П. Валери, Т. Элиот, А. Белый, В. Хлебников. 2) Дадаизм – этот стиль в искусстве утвердил алогизм как основу творческого процесса, считая слово полностью самостоятельным. Дадаизм отказался считать искусство формой отражения действительности. 3) Имажинизм требовал передачи непосредственных эпических впечатлений и образов, в то время как 4) футуризм объявлял чувства слабостями, а критериями прекрасного – энергию, скорость, силу. 5) Экспрессионизм видел мир в столкновении контрастов, в нервной дисгармонии. Конечно же, это не все направления в западноевропейском искусстве 20 века, которые были порождены модернизмом. Следует отметить, что в изобразительном искусстве главным направлением стал фовизм, который продолжил в художественной культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн. Его сторонники – А. Матисс, А. Дерен, А. Марке – поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создавать мир». Главной целью фовизма становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Ещё одним течением модернизма стал кубизм. Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Представителями данного стиля были П. Пикассо, Ж. Брак и другие. Нельзя оставить в стороне и ещё одно направление в искусстве – сюрреализм. Художники и поэты рассматривали его как новый способ познания подсознательного, сверхъестественного. Основными чертами сюрреализма стали: культ фатальной предрешённости социального зла, агрессивных влечений, низменных побуждений, патологической психики. В русле сюрреализма творили А. Бретон, Ф. Феллини, А. Твардовский и многие другие. Особое место в искусстве 20 века занимает кино, самое сложное синтетическое искусство, ведь через свои основные составляющие – изображение, слово, звук – оно охватывает практически все виды искусства. Крупнейшими представителями были Ч. Чаплин, С. Эйзенштейн, братья Люмьеры. Модернизм, и все его стили, не стал единственным направлением в искусстве – в 60-70 годах рождается постмодернизм. В его творчестве имеется связь реальности технологизированного мира и мифа, что отвечает в равной мере и элитарному, и популярному вкусам. Произведения искусства приобретают двойственную структуру. Важной чертой постмодернизма является идея демократизации культуры, снижение верховных ценностей. Искусство 20 века стало генератором многих постмодернистских идей. Многие черты искусства постмодерна выражают общую культурную парадигму современности. Говоря о постмодерне, следует упомянуть такие имена как Л. Фидлер, Ч. Дженкс и Ж. Ф. Лиотар. Подводя итог этой теме необходимо отметить, что искусство 20 века очень сложное и многоплановое явление.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.