Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
Буддизм, возникший в VI веке до н.э., в период религиозного брожения в Индии, когда старому брахманизму стали противопоставляться всё новые и новые учения, мог бы остаться одной из многочисленных индейских религий. Буддизм – самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Следует особенно подчеркнуть ту роль, которую сыграл в возвышении буддизма его основатель, с его мудростью и душевным обаянием. Это Сиддхартха Гаутама – тот, кого в последствии назовут Буддой. Учение Будды не содержит идеи Бога, в нём нет молитвы, её место занимает медитация – упражнение, способствующее усилению внимания, концентрации мысли, овладению волей и разумом. Основу своего учения он изложил в виде четырёх положений, кратко сводимых к следующему: всё в мире приводит к страданию, у страдания есть главная причина – это тришна. Но существует возможность прекратить страдание, для чего необходимо следовать священному восьмеричному пути, который состоит из правильных взглядов, свободных от суеверий и заблуждений правильных возвышенных и мудрых мыслей, правильной речи, правильных усилий самовоспитания и самообладания, правильного поведения, правильного активного и изучающего внимания, и правильного сосредоточения. На ранних этапах своего существования буддизм сохранял учения в том виде, в каком преподал их Будда, и только позже начались расхождения, раздробившие единую религию на несколько направлений. Главное в буддистском учении – это стремление к избавлении от состраданий, стремление к нирване. Согласно Будде, жизнь человека, как и в учении брахманов, определяет карма, которую нельзя исправить ни жертвами, ни упованием на богов, тоже подчиняющихся её неумолимым законам. Ранний буддизм признавал одну возможность для освобождения - это монашество. Само слово «нирвана» означает угасание. Это высшее состояние сознания, о котором даже нельзя сказать ничего определённого, кроме того, что там прекращаются все страдания и нирвана превыше самой полной свободы, покоя и блаженства. Понятно, что представление о мире как о потоке метущихся частиц сознания, приводило к тому, что в первоначальном буддизме нет учения о богах как о властителях жизни и смерти, владыках сотворивших Вселенную и определяющих её судьбу. Будда утверждал, что все боги существуют, как существует всё порождённое нашим сознанием. Основные божества, в существование которых изначально верили буддисты, те же, что и в индуизме. Буддой может стать человек, который решил достичь просветления и нирваны. Фундаментальной концепцией философии буддизма является представление о дхарме. Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения – не субъективное представление индивида, а объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Поток дхарм образует личность и сочетания зависит в какое существо переродится человек. По мере распространения в другие страны в буддизме появляются своеобразные религиозно-философские системы, отличающиеся друг от друга каноническими и догматическими особенностями.
- Вопрос№1 – Сущность понятия «культура». Культура как общественное явление.
- Вопрос№2 – Основные структурно-функциональные сферы культуры и их элементы Вопрос№3 – Культурология как наука, её предмет и методы исследования.
- Вопрос№4 – Общее и особенное развитие культуры: традиции и культурные универсалии
- Вопрос№5 – Проблема взаимодействия культур в истории и современном мире
- Вопрос№6 - Эволюционная теория культуры (Тайлор, Фрэзэр, Спенсер)
- Вопрос№7 - Психологические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
- Вопрос№8: Игровые концепции культуры
- Вопрос№9 – Биосферная концепция культуры.
- Вопрос№10: Информационно-семиотическая концепция культуры (а. Моль, э. Кассирер, ю. Лотман) Вопрос№11: Культурологическая концепция н. Данилевского.
- Вопрос№12: Культурологическая концепция Освальда Шпенглера.
- Вопрос№13 : Культурологическая концепция а. Тойнби
- Вопрос№14 – Культурно-историческая периодизация к. Ясперса.
- Вопрос№15 - Теория социокультурной динамики п. Сорокина.
- Вопрос№16 – Первобытно-синкретический тип культуры.
- Вопрос№17 – Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифологии в культуре Древнего Востока
- Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока
- Вопрос№19 – Буддизм как мировая религия.
- Вопрос№20 – Античность как тип культуры.
- Вопрос№21 – Основные характеристики древнегреческой культуры.
- Вопрос№22 – Древнегреческая мифология как основа западноевропейской духовной культуры, её особенности и характеристики.
- Вопрос№23 – Культура Древней Греции: искусство периода классики.
- Вопрос№24 – Основные характеристики и особенности древнеримской культуры.
- Вопрос№25 – Зарождение и распространение христианства в Древнеримской империи. Отличие христианства от языческих религий.
- Вопрос№26 – Христианство как основа культуры западноевропейского средневековья.
- Вопрос№27 – Библия как явление мировой культуры – её роль в формировании европейской культуры.
- Вопрос№28 – Истоки и внутреннее содержание раскола христианской церкви. Особенности православия и католицизма.
- Вопрос№29 – Византийский тип культуры как синтез античной и ближневосточной культур. Византийский стиль в искусстве.
- Вопрос№30 – Культура средневековья: готика и романтика – общеевропейские художественные стили.
- Вопрос№31 – Ренессанс как культурный переворот в Европе: истоки и характеристики
- Вопрос№32 – Художественная культура итальянского Возрождения.
- Вопрос№33 – Ислам как мировая религия
- Вопрос№34 – Возникновение протестантизма в христианстве. Художественная культура Северного Возрождения.
- Вопрос№35 – православие как типологическая основа русской культуры.
- Вопрос№36 – Особенности социокультурного процесса в России 9 – 16 веков. Христианизация и формирование древнерусской культуры.
- Вопрос№37 – Научная революция в Европе в XVII – XVIII вв. И её роль в развитии культуры.
- Вопрос№38 – Западноевропейская культура XVII-XVIII веков. Классицизм и барокко как художественные стили.
- Вопрос№39 – Европейская культура 19 века. Романтизм и реализм в искусстве.
- Вопрос№40 – «Русская идея» как проблема самоидентичности русской культуры.
- Вопрос№41 – Научно-техническая революция хх века и её социокультурные последствия.
- Вопрос№42 – Основные направления в западноевропейском искусстве 20 века.
- Вопрос№43 – Особенности социокультурного процесса в России XVII-XIX веков: обмирщение и европеизация русской культуры.
- Вопрос№44 – Особенности социокультурного процесса в России конца XIX-XX веков: «серебряный век» русской культуры и культура советского периода.
- Вопрос№45 – Особенности социокультурного процесса в советский период российской истории Вопрос№46: Элитарная и массовая культуры, их функции и взаимодействие.
- Вопрос№47 – Культура постмодернизма.
- Вопрос№48 – Мораль в системе культуры.
- Вопрос№49 - техника в системе культуры.
- Вопрос №50 – проблема кризиса культуры.