logo
билеты по культурологии

Вопрос№18 - Особенности искусства Древнего Востока

Как известно, искусство выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью, как воплощением божественных сил, и сам становился таким воплощением. Искусство Древнего Востока воплощает в себя высокое эстетическое целое. Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и тому подобное. Искусство в Древнем Востоке остаётся на протяжении всего этапа аранжировано религиозной, философской, морально-эстетической системами, общественными структурами. Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и эстетических норм. Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почётна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Искусство, как неотъемлемая часть культурной системы, должно было следовать общекультурным и художественным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры, толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становился важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщённую идеальную форму, лишённую сиюминутности, созданную для бессмертия. Искусство в Древнем Египте рассматривалось как средство продолжения жизни после смерти. Все ценности в основном находились в гробницах и предназначались для царства мёртвых, что говорит об эзотерическом характере. Главными видами искусства были скульптура и архитектура. Архитектура представлялась двумя типами построек – это гробницы и храмы. В эволюции гробницы выделяются разные виды – сначала была мастаба ( в виде каменной скамьи), затем возникал идея ступенчатой пирамиды, после чего появляется конусовидная пирамида (например, пирамида Хеопса), и, наконец, скальная гробница. Главным элементом в египетском храме была колонна. Вся архитектура носила сакральный характер. Скульптура была представлена двумя направлениями – монументальная и миниатюрная. К первому виду относится статуя Сфинкса. Целью живописи в древнем Египте являлось воссоздание сцен земной жизни в заупокойных камерах Фараона на стенах. Отсюда и техника живописи – носившая рельефный характер. Литература носила религиозный характер. Главный памятник литературы – «Книга мёртвых». Ещё одной особенностью всего искусства Древнего Востока было то, что художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное начало отсутствовало. Общественное, коллективное – получало высокое сакральное значение. Обязанностью художника была реализация всеобщих замыслов. Позднее искусство воспринималось как универсальный механизм воспитания добропорядоченности гражданина. Так, Конфуций, считал основой воспитания – песни, обряды и музыку. Подводя итог данному вопросу, следует отметить, что отсутствие завершённой собственно эстетической системы в искусстве не означало то, что древние не понимали специфических задач искусства. Ещё шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов. Вся культура Древнего Востока, и Египта в частности, носила сакрально-эзотерический характер.